Популярная психология |
» Навигация
|
Восприятие
Восприятие пространства Восприятие пространства Каждое явление существует в пространстве и во времени. Но для детей эти важнейшие характеристики воспринимаемых конкретных предметов и явлений долго остаются «невидимыми», т. е. они не вычленяются ребенком как специальные объекты познания. К пространственным признакам предмета относятся его форма, величина, удаленность, местоположение и отношения с другими предметами. Эти признаки предмета слиты для ребенка с воспринимаемым его содержанием, поэтому их надо специально выделить и показать значение каждого. Первым средством познания пространства для маленького ребенка является его собственное движение: ощупывание предметов, движения рук для схватывания вещей, находящихся в разных местах его зрительного поля, передвижение (ползание, ходьба по направлению к предмету), доставание чего-либо лежащего сверху на чем-то или из-под чего-то. «Движение есть дробный анализатор пространства», - писал И. М. Сеченов. К действию моторного аппарата ребенка рано присоединяется работа его глаза, и уже в младшем дошкольном возрасте ребенок может зрительным путем, т. е. не прибегая к действию, находить сходные по форме геометрические фигуры и простые геометрические тела (шар, куб; «Дай такой же»). Дети 5-6 лет на глаз оценивают рас стояние до определенного предмета, контролируют силу толчка, чтобы перескочить неширокую канаву, наклоняются, чтобы сорвать цветок, точно определяя глазом тот момент, когда они это движение должны сделать (ребенку 2-3 лет это еще не удается). Заметные изменения происходят в восприятии пространства с введением специальных слов, обозначающих форму, величину и пространственное положение вещей («круг», «треугольник», «цилиндр», «большой», «далеко», «рядом», «справа», «внизу»). Как показывают исследования (3. М. Истомина, С. Н. Шабалин, Б. Н. Хачапуридзе, Н. Г. Салмина, А. А. Люблинская и др.), словесное обозначение формы предмета - важнейшее условие ее вычленения и познания ребенком. Ребенок знает мяч как вещь, как предмет, а не как геометрическое тело - «шар»; окно - не «прямоугольник», а просто окно; стакан - это только стакан, а не какой-то «цилиндр». Проходит длительное время, в течение которого ребенок встречается с другими предметами, форма которых также называется «прямоугольником», «шаром» или «цилиндром», и тогда дети научаются отвлекаться от содержания предмета и видеть его форму. Сделав это открытие, ребята (в 6-7 лет) с интересом начинают выделять и «определять» форму знакомых им вещей («водосточная труба - это длинный-длинный цилиндр, воронка - это конус и маленький цилиндр, простыня -прямоугольник, а платок - квадрат»). |
» Популярные
|
© 2007-2011 revma.ru |