Популярная психология

» Навигация
»  Общие вопросы
»  Ребенок
»  Внимание
»  Восприятие
»  Память
»  Мышление
Восприятие
Особенности восприятия детей

Особенности восприятия детей



Сказанное выше позволяет утверждать без специальных исследований, что ребенок не рождается с готовым умением воспринимать что-либо, в том числе и те простые предметы, которые находятся постоянно перед его глазами. Несмотря на то что младенец может различать красный цвет от другого с 3-го месяца, а голос близкого человека с 5-го месяца, он еще должен научиться воспринимать предметы, шум ветра, музыку и, конечно, человеческую речь.

На ранних этапах развития восприятие ребенка еще очень несовершенно: образы воспринимаемых предметов отличаются большой смутностью и нечеткостью.
Так, увидя мать в необычно широкополой шляпе с большими перьями, ребенок 10-12 месяцев начинает громко плакать. Он пугается ее как чужого человека. Дети 3-4 лет также не узнают в танцующем на новогоднем празднике волке свою воспитательницу, хотя лицо ее открыто и она улыбается детям, называя их по именам... но вот шкура... уши... хвост, что-то чужое, необычное. Такая смутность и глобальность составляют отличительную особенность детского восприятия и проявляются даже у 7-9-лет них детей при восприятии ими сложных или малознакомых предметов. Так, например, первоклассники включают в образ своей учительницы не только ее лицо, цвет волос, прическу, глаза, но и платье, в котором она приходит в класс, ее туфли и портфель. Они еще не умеют отделить в воспринимаемом предмете главное и существенное от деталей и подробностей. Образ предмета «раз мыт», неясен и слитен (недифференцирован).

Эта особенность детского восприятия является причиной многих ошибок, которые допускают школьники при восприятии ими буквенных знаков, очень сходных по внешнему виду предметов или их изображений. Нарисованный на картинке волк часто воспринимается как собака, голые деревья - как признак осени, нарисованный в темных тонах трактор - как паровоз и т. д. Это неумение посмотреть на предмет с познавательной целью особенно отчетливо обнаруживает учитель на уроках рисования и грамоты. Предложив ученикам I-II классов срисовать предмет (например, кувшин с нарисованным узором - цветочка ми), Е. И. Игнатьев обнаружил, что дети, раз взглянув на натуру и узнав предмет (кувшин), дальше на него не смотрят и скорее описывают его, чем изображают его действительную форму. К аналогичным выводам пришли и другие авторы (О. И. Галкина, С. Н. Шабалин, В. С. Мухина). На основании подобных наблюдений среди педагогов и методистов долго держалось мнение о том, что ребенка до 9-10-летнего возраста вообще не надо учить рисованию с натуры. Ее восприятие, с целью последующего изображения якобы «по природе» своей недоступно детям. Однако слитность (глобальность) детского восприятия отнюдь не характеризует познание ребенком любого предмета. Так, подбирая парные карточки, на которых изображены знакомые предметы, дети 3-5 лет легко и обычно правильно находят сходные пред меты по их главным признакам. Они без ошибок подбирают к большой и широкой чашке маленькую, хотя она и по форме и по цвету отлична от образца. К изображению рыжей охотничьей собаки они уверенно подбирают в пару изображение черного пуделя. Но если детям попадается изображение незнакомого предмета или последний изображен нечетко, они выхватывают из всего изображения какую-либо деталь и, опираясь на нее, осмысливают весь изображенный предмет. Естественно, что в подобных случаях их восприятие является ошибочным. Так, в изображении незнакомого детям фрезерного станка многие ребята I и II классов выделили колесо, регулирующее состояние и положение резца. На основе выделения этого колеса многие дети сделали неправильный вывод, отнеся все изображение к автомобилям. Увидя в иллюстрированном журнале пульт управления (селектор), ребята приняли его за пишущую машинку, по тому что «тут много кнопок, на которые надо нажимать». Такое осмысливание всего предмета по какой-то одной случайной детали носит название синкретизма. В психологии длительно удерживалось понимание синкретизма как природной возрастной особенности детского восприятия вообще. Однако исследования советских психологов показали, что синкретизм есть результат невоспитанного, «доаналитического» восприятия. Синкретизм проявляется не только у детей, ной у тех взрослых, которые, схватывая глазом новый необычный для них предмет (или его изображение на рисунке или чертеже), не умеют вычленить главное и легко удовлетворяются тем, что находят какую-либо деталь и по ней сразу признают в новом предмете что-то знакомое. Синкретизм, естественно, наиболее часто встречается в восприятии детей.


» Популярные
» Общие особенности развития детей
» ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА РАСКРЫВАЕТСЯ НАУКОЙ
» Особенности восприятия детей
» Наши современные дети
» Природа памяти
» Восприятие картины
» Особенности памяти детей
» Восприятие пространства
» Факторы развития
» Природа мышления
©
2007-2011 revma.ru