Популярная психология |
» Навигация
|
Восприятие
Наглядность в обучении Наглядность в обучении Опираясь на большую доступность маленьким детям чувственного познания (сравнительно со словесным), учителя широко используют в обучении разные виды наглядности. Рассказывая о злаках, о диких и домашних животных, знакомя детей с множествами и операциями с ними, создавая представления об осени и весне, о пустыне и тайге, учитель применяет наглядность. Это либо живая натура (колос ржи, ячменя, лист и кора дуба), либо изображение предмета: цветное или теневое, порой даже контурный рисунок. Иногда для более подготовленных учеников дается словесное описание внешнего вида предмета. Конечно, такая помощь очень нужна ребенку для того, чтобы у него сложилось правильное представление о том предмете, который он изучает. Однако при использовании наглядности учителю необходимо всегда сочетать демонстрируемый предмет (или его изображение) с использованием слова, речи для «препарирования» наглядно данного объекта. Ведь всякая наглядность демонстрирует какой-то единичный предмет. Но единичное имеет всегда и общие для всех однородных единичных предметов признаки, и какие-то особенные, частные признаки, присущие только данному единичному экземпляру. У чучела утки одна лапа темнее другой, на картине колоски ржи изображены на переднем плане, а овес на заднем, поэтому первые изображены значительно крупнее вторых, но ведь это различие является случайностью, характер ной лишь для данного изображения. Для того чтобы дети увидели в каждом демонстрируемом объекте именно то, что является главным и общим для всех колосьев, для всех уток, и пропустили мелкие частные подробности, учитель своими вопросами и указаниями «ведет» глаз ребенка по воспринимаемому предмету. Без речи же наглядность нема. Кроме того, в речи учитель фиксирует не только признаки или части предмета, но и характерные особенности каждого единичного предмета: «Какой клюв у утки, где расположены глаза?», «Как расположены зерна в колосе ржи и метелке овса?» Такое сочетание чувственного и словесного необходимо, чтобы дети научились в единичном видеть общее, а через части - целое. Конечно, долго задерживаться на использовании наглядности в изучении уже знакомого материала не рекомендуется, так как это противодействует переходу ребенка к самостоятельному со зданию образа предмета, к обобщениям и оперированию отвлеченным содержанием, а следовательно, задерживает и развитие у ребенка абстрактного мышления. Сказанное выше убеждает в том, что, хотя весь анатомо-физиологический аппарат, необходимый для осуществления процесса восприятия, готов к работе уже на первом году жизни ребенка, нужна в течение многих лет большая и систематическая работа по обучению детей правильным и рациональным способам чувственного познания окружающих предметов и явлений. Готовность зрительного, слухового или двигательного механизма является лишь возможностью развития осмысленного, целенаправленного и правильного восприятия и наблюдения ребенком как отдельных предметов и явлений, так и целых их комплексов. В процессе обучения учитель использует практические действия самого ребенка, его чувственное познание и речь. Он руководит восприятием, упражняя ребенка в анализе предмета е целью его более полного и осмысленного целостного восприятия. Накапливая богатый чувственный опыт и овладевая умением его расширять и углублять, ребенок научается воспринимать окружающий мир в многообразии составляющих его предметов и явлений и использовать это богатство чувственного опыта в своей разнообразной практической и умственной деятельности. |
» Популярные
|
© 2007-2011 revma.ru |