Популярная психология

» Навигация
»  Общие вопросы
»  Ребенок
»  Внимание
»  Восприятие
»  Память
»  Мышление
Память
Природа памяти

Она имеет такой же ярко выраженный избирательный характер, как внимание и восприятие. Человек не запечатлевает все, что видят его глаза, слышат его уши или ощупывают его пальцы. И мозг человека не сходен с фотографической пластинкой. Чело век пропускает сотни предметов, человеческих лиц, обрывков разговора, которые действуют на его нервную систему, но активно запоминает он лишь сотые и тысячные доли всего многообразия существующих предметов и явлений действительности, е которыми встречается. Однако, активно фильтруя, «просеивая» действующие раздражения, он запоминает не столько отдельные предметы, сколько целостные ситуации, картины жизни в тех их деталях, частях и взаимосвязях, которые составляют картину жизни, сохранившуюся в памяти человека.

Интересы человека, его желания, направленность, даже временные заботы или переживания определяют то, что он выбирает и что прочно сохраняет в своей памяти. При этом даже он сам иногда не отдает себе отчета, почему в его памяти удержался именно этот адрес, эта фамилия, а другие - исчезли. Но ведь помнит не память, а живой человек, желания и влечения которого бывают порой неосознанными им самим. Так, например, вожатый, заканчивая свою работу в летнем пионерском лагере, обычно хорошо помнит отдельные яркие события жизни ребят: особенно удавшийся «костер», экскурсию, какой-то случай, может быть довольно мелкий, но показавший ему (вожатому) те хорошие (а порой и тревожные) черты в характере отдельных ребят, которые явились итогом труда всего педагогического коллектива (или его недоработки). Врач того же пионерского лагеря, вспоминая прошедший летний сезон, с удовлетворением вспомнит, насколько ребята физически поправились, какие были трудности с солнечными ваннами и купанием, которое ребята никак не хотели прекращать по требованию медсестры, и другие крупные и мел кие эпизоды, выделившиеся в его деятельности. Восприятие не только «входная дверь» для памяти, существует и обратная зависимость. Сохраненный в памяти материал создает направленность восприятия, установку на его обогащение.

Память имеет величайшее значение в жизни человека. Она необходима не только для накопления опыта, но и для всей умственной деятельности людей. Так, без функции памяти человек не может мыслить, рассуждать, делать выводы. Ведь если ученик не запомнил правила правописания слов с разделительным мягким знаком, он не может задуматься над тем, как написать слово «учительница». Не зная, чем отличаются слова первого склонения от слов третьего склонения, дети не могут даже начать думать над тем, какое окончание должно иметь продиктованное им слово. Без знаний (а это есть материал, сохраненный памятью) нот и мышления. Содержание памяти используется человеком и разных видах его деятельности: в труде и учении, в спортивной и общественной работе. Без памяти не может возникнуть деятельность воображения, развиваться фантазия, творчество. Даже для осуществления волевого разумного действия надо использовать знания о том, какие пути для достижения желаемой цели существуют, какие из них наиболее приемлемы в данном конкретном случае.

Память проявляется в специальной деятельности человека. Она носит название «мнемической» («мнема» - способность запечатления). Очень часто интерес действует как будто самостоятельно. Материал запоминается или «всплывает» в памяти человека без всякого его усилия, даже порой против его желания. Возникает какой-то навязчивый музыкальный мотив, оживает страшная картина автомобильной катастрофы и т. д. Такая намять носит название непроизвольной.

Там, где человек прилагает усилия для запоминания или припоминания воспринятого, т. е. направляет свою активность на достижение поставленной цели, имеет место память волевая, или произвольная.

Содержанием памяти являются выполненные человеком движения и действия (моторная, или двигательная, память), образы вещей или представления (образная память), пережитые чувства и эмоциональные состояния (эмоциональная память); сохраняются слова и мысли (словесно-смысловая память).

Люди отличаются друг от друга не только тем, какой материал они лучше запоминают. Естественно, что музыкант-профессионал обычно успешно запоминает музыку, художник или охотник отличаются обычно высокоразвитой зрительной памятью, у спорт смена чаще всего наиболее развита намять на движения. По раз личными бывают и основные качества каждого вида памяти, на ' пример: объем (сколько может человек сохранить)» прочность и точность памяти (насколько долго человек сохраняет воспринятое и насколько правильно его воспроизводит). Особенно важна степень владения человеком своей памятью, т. о. умении использовать различные способы, обеспечивающие наилучшие результаты запоминания и применения сохраненного памятью в жизни.


» Популярные
» Общие особенности развития детей
» ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА РАСКРЫВАЕТСЯ НАУКОЙ
» Особенности восприятия детей
» Наши современные дети
» Природа памяти
» Восприятие картины
» Особенности памяти детей
» Восприятие пространства
» Факторы развития
» Природа мышления
©
2007-2011 revma.ru