Популярная психология

» Навигация
»  Общие вопросы
»  Ребенок
»  Внимание
»  Восприятие
»  Память
»  Мышление
Память
Природа памяти

Как часто, не имея других средств, человек намеренно вспоминает забытое, воспроизводя даже те случайные обстоятельства, детали, с которыми было связано событие, которое он хочет вспомнить: «Когда же я встретил нашего друга?.. Это было утром; помню, я шел на работу; значит, это не было в воскресенье... и не во вторник, потому что во вторник я работал вечером... значит, это было в понедельник. Помню, что он был без пальто, в одном костюме; значит, было тепло. А теплые дни установились только с прошлой недели...»

Так, с помощью рассуждений, опираясь на случайно сохранившуюся связь, человек восстанавливает забытое.

В отличие от механической памяти логическая, или смысловая, память выступает там, где человек устанавливает между воспринимаемыми явлениями существенные, смысловые связи. Например, взрослый человек запоминает прочитанную им информацию о событиях за рубежом, виденный спектакль, состоявшийся раз говор. Он воспроизводит его не слово в слово, в бывшей действительно последовательности, но выделяет главное и основное, оперирует связями причины и следствия, цели действия человека и использованных им средств, его намерения и совершенных поступков и рядом других.

Различают кратковременную и долговременную память. Как свидетельствуют сами названия, эти два вида памяти определяются временем сохранения материала. При этом к долговременной памяти обычно относят тот родовой опыт (например, инстинкты), который накопился и закреплен в строении и функции нервной системы многих поколений животных данного вида.

Такой родовой опыт обнаруживает только что вылупившийся из яйца утенок. Брошенный в воду, он сразу начинает плавать, т. е. правильно действовать лапками. Чем выше организация и вся жизнедеятельность животного, тем все большую роль в их жизни играет его собственный индивидуальный опыт, накопленный прижизненно каждым детенышем.

Ребенок человека тоже пользуется какой-то долей родового опыта. Однако в его развитии и подготовке к жизни как личности решающую роль играет его личный индивидуальный опыт.

Ребенок всему должен научиться в течение своего детства. Продуктивность памяти характеризуется тем богатством знаний, впечатлений, которые составляют содержание человеческого опыта и которым человек может пользоваться в своей разнообразной деятельности.

Как это было показано выше, начальным звеном в процессах памяти является процесс восприятия. Для того чтобы что-то сохранять, надо прежде всего его воспринять. Поэтому многие закономерности, изложенные в предыдущей главе, относятся и к характеристике работы памяти.

1 2 [3] 4

traderr.ru



» Популярные
» Общие особенности развития детей
» ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА РАСКРЫВАЕТСЯ НАУКОЙ
» Особенности восприятия детей
» Наши современные дети
» Природа памяти
» Восприятие картины
» Особенности памяти детей
» Восприятие пространства
» Факторы развития
» Природа мышления
©
2007-2011 revma.ru