Популярная психология

» Навигация
»  Общие вопросы
»  Ребенок
»  Внимание
»  Восприятие
»  Память
»  Мышление
Память
Природа памяти

Важнейшим достижением биологической науки, в частности физиологии высшей нервной деятельности, явилось учение И. П. Павлова о законах образования в коре головного мозга животных и человека временных нервных связей - ассоциаций.
Они являются материальной основой памяти и позволяют научно объяснить многие явления запоминания, забывания и воспроизведения воспринятого материала.
Как это было установлено в последние десятилетия, в работе памяти значительную роль играют и сложные биохимические процессы, протекающие в мозгу человека (и животного). Введение в кровь некоторых химических препаратов резко снижает возможность усвоения нового материала и увеличивает быстроту и пол ноту забывания.
Мысль о роли ассоциаций в работе памяти была первоначально высказана Аристотелем. В настоящее время эти связи пони маются как отражение в мозгу человека тех зависимостей и отношений, которые, в действительности существуют в окружающем мире. Эти связи могут быть случайными, например связи времен ной последовательности отдельных эпизодов в происшедшем со бытии («Как только прозвучал бой часов, из сада раздался вы стрел»).

Связи бывают и существенными, отражая действительные зависимости бытия («Сверкнула молния, и за ней послышался удар грома»).
На основе учения об ассоциациях еще психологи XIX в. стали отличать механическую память от логической.

Механической памятью называют удержание человеком какого-то материала путем установления случайных связей как между его частями, сторонами, так и между его появлением и какими-то внешними событиями, сопутствовавшими ему. Так, пятилетние дети легко запоминают стихи на иностранном языке. У них легко устанавливаются связи последовательности одного звукового комплекса, идущего за другим. Ребята не понимают значения того, что говорят, но слова запомнились цепочкой, и одно слово «по ассоциации» вытягивает за собой из памяти следующее.

Примером такой механической памяти может служить попытка связать какое-нибудь намерение (например, взять из дому библиотечную книгу) с завязыванием узелка на носовом платке. Человек при этом надеется, что, вынув платок и увидя завязанный на нем узелок, он «по ассоциации» вспомнит и о намерении взять книгу.

Но искусственность таких связей делает их очень непрочными. Часто, смотря на узелки, человек не может вспомнить, зачем он их завязал. Связи разрушились.
Однако нельзя совсем отбросить как ненужные такие связи, которые образуются между -образами явлений, совпавших в пространстве или во времени и зафиксировавшихся в виде цепи ассоциаций в сознании человека.


» Популярные
» Общие особенности развития детей
» ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА РАСКРЫВАЕТСЯ НАУКОЙ
» Особенности восприятия детей
» Наши современные дети
» Природа памяти
» Восприятие картины
» Особенности памяти детей
» Восприятие пространства
» Факторы развития
» Природа мышления
©
2007-2011 revma.ru