Популярная психология

» Навигация
»  Общие вопросы
»  Ребенок
»  Внимание
»  Восприятие
»  Память
»  Мышление
Общие вопросы
Только растет или развивается?

Только растет или развивается?



Как всякий живой организм, ребенок проходит определенный путь развития. Если проследить за развитием растения, легко увидеть, что семя, положенное в землю, получай нужные дли его жизни условия (свет, влагу, минеральные соли), начинает набухать, оно становится больше, более рыхлым. В какой-то момент лопается его оболочка и появляется росток. Он тянется, становится все больше, увеличивается в длину, растет... Наступает момент, когда на растении появляются почки... Проходит определенное время, и из почек появляются листья или бутон. Он тоже растет... проходит время, и он раскрывается. Появляется цветок... Достигнув характерной для данного растения величины, цветок вянет, лепестки начинают опадать. Остается плод-маленький, крепкий... И снова он растет, чтобы стать зрелым плодом, в котором образуются новые семена. Попадая в благоприятные условия, семя начинает набухать... и весь. процесс повторяется в новом поколении. Он идет по тем же ступеням.


Общие вопросы
Ребенок – не маленький взрослый

Ребенок – не маленький взрослый



Детская психология - одна из молодых отраслей общей психологии. Возникла она совсем недавно, в начале XX в., который был назван писательницей Эллен Кей веком ребенка. Рождению и быстрому последующему развитию детской психологии в значительной мере способствовали успехи естествознания. Знаменитый труд Ч. Дарвина о происхождении видов положил начало эволюционной теории - учению о происхождении в развитии живых организмов.

Совершенно естественно возник вопрос о происхождении и развитии человека, превращении младенца во взрослого. Знаменательно, что первыми исследователями развития ребенка были физиологи и врачи.
Крупный вклад в становление детской психологии внесли русские ученые - И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, труды которых были оценены по достоинству лишь в советское время.


Общие вопросы
Изучать ребенка – значит прежде всего его наблюдать

Изучать ребенка – значит прежде всего его наблюдать



Изучение ребенка требует определенной целенаправленности в деятельности учителя. Педагог должен ясно представлять себе, что он хочет узнать, какая сторона личности ученика его интересует. Это может быть задача, поставленная достаточно широко, например изучить взаимоотношения учеников своего класса или особенности каждого ученика. Задача может быть и более узкой, например вскрыть причину устойчивых трудностей некоторых учащихся в усвоении ими грамматики и т. п.
Соответственно поставленной задаче учитель выбирает метод сбора фактов. Наиболее доступным учителю и широким по своим возможностям является метод наблюдения.
Наблюдение - строго направленный процесс планомерного и систематического восприятия Чтобы наблюдение могло служить методом научного исследования, оно должно отвечать следующим условиям:

1. Человек должен ясно представить себе, что он ищет, что хочет узнать, т. е. должна быть ясна поставленная задача наблюдении. Только тогда наблюдение будет не простым «пяленьем глаз» (К. С. Станиславский), а строго направленным поисковым восприятием учителем детского поведения (способов работы детей, взаимоотношений между ними и т. д.).


Общие вопросы
Учителю необходимо знать особенности и законы психического развития детей

Учителю необходимо знать особенности и законы психического развития детей



На протяжении всей многовековой истории развития человеческого общества старшее поколение всегда воспитывало и обучало младших.
Менялись общественно-экономические формации соответственно тому, как изменялся способ производства материальных благ. Менялись люди и отношения между ними. Менялись задачи и методы воспитания подрастающего поколения. Но на всех этапах общественно-исторического развития главной задачей педагога было воспитание у детей таких способностей и черт характера, которых требовало от молодых граждан современное им общество.
Психическое развитие ребенка, особенности восприятия им окружающего, пределы его понимания и способностей к волевому усилию до конца XIX в. не были предметом изучения ни педагогов-теоретиков, ни педагогов-практиков.


Общие вопросы
Некоторые сведения о работе мозга – органа

Некоторые сведения о работе мозга – органа



Нервная система высших животных и человека осуществляет рефлекторную деятельность. Мозг принимает поступающие извне (а также идущие от собственного тела) и воспринимаемые органами чувств раздражения и отвечает на них нервными импульсами, вызывающими движения.

Это могут быть простые сокращения мышц радужной оболочки глаза, которые вызывают сужение (или расширение) зрачка, регулирующего таким образом количество света, попадающего в глаз. Это могут быть более сложные движения руками, головой, туловищем, которыми человек реагирует на полученные раздражители. Это может быть работа какой-то железы (например, при слюноотделении, которым организм отвечает на попавшее в рот соленое или кислое). Даже порой только яркое представление вкуса, например, лимона может вызвать у человека реакцию слюнной железы.
Различают две группы рефлексов (рефлекс - отражение). Во-первых, безусловный рефлекс, осуществляемый организмом в ответ на действие жизненно важного раздражителя. Этот механизм является врожденным. Он существует у человека, у животных (даже у низших животных) и для своего проявления не требует выучки. Например, прикосновение к горячему заставляет и животных и человека отдернуть обожженную конечность. Едва вылупившийся из яйца цыпленок начинает клевать зерно.


Общие вопросы
ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА РАСКРЫВАЕТСЯ НАУКОЙ

ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА РАСКРЫВАЕТСЯ НАУКОЙ



Интерес к внутреннему миру человека возник давно. Первобытные люди наивно представляли себе, что в растениях и животных, в реках и лесах, в явлениях природы (в дожде, граде, снеге) живут какие-то духи. Они действуют по своим, никому неведомым побуждениям, принося людям добро и зло. Так родилось первое представление о душе, которая в те ранние времена приписывалась всему живому («дух»- дыхание).

В течение многих лет понятие души постепенно приобретало все большую определенность. Так, один из философов Древней Греции - Аристотель считал, что у растений есть растительная душа, обладающая свойством жить и умирать; животные обладают животной душой, проявляющей себя в движениях, а человек, обладая мыслящей душой, способен к разумным действиям, к мышлению.
Еще до появления христианства философы высказывали разные суждения по поводу сущности и происхождения души. Эти споры и послужили началом возникновения двух философских направлений: идеалистического и материалистического.


Общие вопросы
Наши современные дети

Наши современные дети



Наши современные дети! Какие они? И правомерно ли так ставить вопрос о наших детях? Разве они не такие, как все дети? Разве они чем-то отличаются от миллионов таких же детей, живших, скажем, в 20-40-е годы?

Конечно, наши современные дети не такие, какими были их сверстники раньше, в первые годы существования Советского государства. Об этом скажет любая учительница, сравнивая своих нынешних воспитанников с такими же по возрасту учениками даже не столь уж далекого прошлого.
На маленьких гражданах Великой Советской страны, живущих в 70-х годах XX века, в период бурного научно-технического прогресса и замечательных научных открытий, не может не отразиться своеобразие современного исторического периода. Правда, может возникнуть вопрос, есть ли какие-либо общие особенности, отличающие детей того или иного исторического периода. Ведь дети все очень разные. Однако мы видим, что даже при наличии бесконечного множества индивидуальных и возрастных различий, сочетания которых создают бесконечное количество неповторимых индивидуальностей, дети одной страны, одного народа в конкретный - период общественного развития характеризуются некоторыми общими чертами, формирующимися под влиянием специфических условий переживаемого периода. Проявление этих особых черт у наших детей, подростков, молодежи часто волнует взрослых, а иногда вызывает недоумение или даже осуждение.


« назад   1 2 3 [4]  

ren-tv.com

» Популярные
» Общие особенности развития детей
» ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА РАСКРЫВАЕТСЯ НАУКОЙ
» Особенности восприятия детей
» Наши современные дети
» Природа памяти
» Восприятие картины
» Особенности памяти детей
» Восприятие пространства
» Факторы развития
» Природа мышления
©
2007-2011 revma.ru