Популярная психология |
» Навигация
|
Виды внимания Существуют три причины (источника) возникновения внимания, они же характеризуют и три вида внимания. 1. Внимание привлекает какой-либо сильный, необычный, резкий, внезапный раздражитель. Неожиданный сильный крик, влетевшая в открытое окно бабочка, смех за стеной, вошедший посетитель - все подобные раздражители властно захватывают место главного очага возбуждения у детей, становятся доминантными, вытесняя все остальные воздействия, которые попадают в положение подчиненных (субдоминантных). Вот дети, ученики I класса, работают над решением математических примеров, вдруг из коридора донесся громкий топот ног, кто-то бежит и хохочет... Внимание учеников моментально отключилось от работы, их сосредоточенность нарушена... Дети даже не слышат, что говорит учитель. Его слова не доходят до сознания учеников, не вызывают возбуждения, не воспринимаются ими. Внимание, привлекаемое силой, новизной, необычайностью раздражителя, носит название непроизвольного. Природа внимания Внимание проявляется в умении человека сосредоточиться на каком-нибудь одном раздражителе или на нескольких раздражителях (на целостном их комплексе), выделяя их из всего по тока раздражений, который действует ежеминутно на нервную систему человека. В этом случае находящиеся в поле внимания раздражители воспринимаются наиболее ясно. Такой выделенный раздражитель, занимая главное, доминирующее положение, создает в коре головного мозга человека наиболее сильный очаг нервного возбуждения - доминанту. При этом действие всех остальных раздражителей (как внешних, так и внутренних) тормозится. Они не доходят до сознания человека, он их не замечает. Так, наблюдая за работой детей, учитель не слышит разговоров за стеной, забывает свои домашние заботы, не замечает своей усталости. Сосредоточенно работая над предстоящим докладом, чело век забывает, что не обедал, и при этом даже не чувствует голо да. Но проходит время, и главный очаг нервного возбуждения угасает - человек устал, и направленность его внимания отклоняется. Он начинает отвлекаться от своей работы, и какой-то новый раздражитель, приобретая особую силу, занимает место доминанты. Внимание На первых же уроках с новым составом учеников, поступивших в I класс, учитель встречается с необходимостью управлять их вниманием. Это одна из первоначальных трудностей в работе, с которой встречается педагог. Семилетние дети очень невнимательны. Они легко и быстро отвлекаются, перестают слушать указания учителя, забывают то, что слышали, допускают многие ошибки в своей работе и часто во время ее выполнения вдруг отвлекаются. Они задумываются над чем-то посторонним, теряют последовательность заданной работы и долго не могут сосредоточиться снова. Учитель сердится на ребят, ставит им плохие отметки, некоторые учителя даже наказывают учеников за ошибки, допускаемые из-за невнимательности. Однако практика упрямо доказывает, что такими мерами учитель не достигает улучшения детского внимания. Чтобы управлять вниманием детей, надо знать его природу, его физиологические основы. Тогда каждому взрослому станет ясно, что детей надо сначала научить быть внимательными, а не требовать от них сразу сосредоточенности в полностью сформированном виде. Некоторые педагогические условия управления процессом психического развития ребенка. Управлять психическим развитием не только можно, но и должно. Для этого необходимо организовать повседневную жизнь ребенка и руководить его активностью. Это значит: 1. Отбирать в качестве содержания его деятельности (игр, чтения, наблюдений, бесед и т. д.) такой материал, работа над которым формирует знания, необходимые для дальнейшей деятельности способы действия, навыки, умения, вызывает положи тельные эмоции и формирует черты характера, ценные для людей. 2. Необходимо обучать детей выбранной деятельности и внимательно контролировать все достигаемые результаты. Очень важно для педагога отношение самого ребенка к процессу деятельности, к достигнутым результатам. Развитие – результат взаимодействия факторов Итак, в процессе развития участвуют три силы, три фактора: 1) биологический фактор. Это жизнь организма ребенка, обусловленная как унаследованными, врожденными, так и прижизненно приобретенными особенностями строения всех органов тела, всех его систем. Их функционирование обеспечивает нормальную жизнедеятельность, здоровье подрастающего человека и ту активность, которая является результатом положительного взаимоотношения живого организма со средой; 2) социальный фактор. Это та среда, в которой живет ребенок, прежде всего среда людей. Это люди, с которыми он общается (имен но общается, т. е. взаимодействует, а не те люди, которые лишь «окружают» ребенка). Их характеры, образ мыслей и поведения, их интересы и суждения, их отношение к труду, к другим людям (в том числе и к детям, к своим и чужим), их дела и слова, их чувства и требования, привычки и стремления составляют духовную среду, в которой растет и развивается ребенок; Природа активности Природа активности. Активность выражена в действиях. Живой организм, обладающий нервной системой, отвечает движениями своего тела или отдельных его органов на воздействие внешних или внутренних раздражителей. Слабое колебание паутины вызывает стремительное движение паука к жертве, запутавшейся в ней. Прикоснувшись к горячему чайнику, ребенок отдергивает руку; услышав звонок, ребята быстро направляются после пере мены в класс. Прочитав заданную по математике задачу, ученик начинает обдумывать путь ее решения. Эти действия различны по своей природе и происхождению. Но все действия детей, как простые, так и сложные, как практические, так и умственные, возникают на основе первоначальных беспорядочных движений младенца. Когда он лежит в теплой комнате, сытый, выспавшийся, движения его не стеснены пеленками, он не остается спокойным. Руки, ноги, мышцы лица производят неорганизованные и нецеленаправленные движения: шевелятся пальчики на руках, глаза вращаются в разные стороны, хмурится лоб, ребенок производит лицом какие-то странные гримасы. Эти движения непроизвольны. Младенец ими не управляет, они имеют врожденный безусловно-рефлекторный характер. Активность ребенка Итак, ребенок получает два дара. Один - от своих далеких предков, эти сокровища он приносит с собой в готовом виде. Второй - он приобретает при жизни тоже от взрослых, либо непосредственно, либо через книгу и другие продукты исторического опыта, накопленного человечеством. Но ведь усвоение- опыта нельзя себе представить в виде простого «перекидывания знаний», переживаний, оценок из головы взрослого в мозг ребенка, подобно тому как человек перекидывает огурцы, арбузы или кубики из одного ящика в другой. Этот процесс значительно более сложен. Чтобы приобретаемые ребенком знания, оценочные суждения взрослых о поведении и чертах литературного героя или конкретного человека стали средством создания у ребенка собственного понимания им окружающего, отложились в, его сознании в виде тех моральных понятий, образов, требований, на которых будет строиться на протяжении всего детства и юности здание его собственного мировоззрения, ребенок должен «присвоить» этот опыт, овладеть получаемым богатством. Только при этом условии у него сложится его собственное понимание окружающего, его собственная оценка, его мировоззрение. Для «присвоения» общественного опыта ребенок сам должен прилагать известные усилия, сам активно действовать над пере даваемым ему взрослыми материалом. Фактор социальный Этот фактор обычно рассматривается как воздействие среды, в которой живет ребенок. Однако само понятие среды требует уточнения. Различной бывает для детей среда природная, бытовая, географическая. В какой-то мере она может оказывать свое влияние на психическое развитие ребенка. Так, дети, живущие у моря, в семьях рыбаков или мореходов, играют в другие игры, поют и слушают другие песни, живут иными интересами, забота ми, чем дети горцев или народов Крайнего Севера. Значит, природная среда действует на психическое развитие, однако, как и биологический фактор, не прямо, а опосредованно, но через труд, культуру, речь людей. При этом такое воздействие при родной среды не определяет каких-либо нравственных черт личности. В долине и в горах, в тундре и среди густых лесов, на юге и на севере вырастают честные, трудолюбивые люди, патриоты своей страны. В процессе психического развития главная роль принадлежит среде человеческой, т. е. тем людям, среди которых живет ребенок, с которыми он общается. Фактор биологический Возьмем для примера элементарное явление. Человек, увидев красный свет светофора, остановился. Это простой условный рефлекс на сигнал, воспринятый зрительно. Глаз принял раздражение, передал его в зрительные клетки мозга. Там, в этой централь ной станции управления поведением человека, произошел «переброс» нервного импульса с воспринимающих (сенсорных) путей на двигательные (моторные). Подчиненный приказу, который получен из мозгового центра, человек остановился. Нервное возбуждение при этом передается мышцам ног и туловища, срабатывает физиологический механизм, и человек останавливается. Конечно, мозг, глаз, вся нервно-мышечная система должны быть уже сформированы и готовы для выполнения всей этой как будто бы простой, но, по существу, очень сложной рефлекторной деятельности. Но одной только готовности механизма все же недостаточно. Надо, чтобы человек знал правило перехода через улицу, умел бы и привык его выполнять без всяких напоминаний, самостоятельно в разное время дня переходя разные улицы. Ведь для человека, всю жизнь прожившего где-нибудь, в горах или в глухой тайге, где никаких подобных сигналов никогда не было, зажегшийся в светофоре красный свет ничего не скажет. Он останется просто «недействующим» раздражителем. Факторы развития Характерно, что представители буржуазной науки постоянно обсуждают вопрос о том, какой фактор является главным биологический или социальный, наследственность или среда? В основном спорящих можно разделить на три группы. Представители первой, наиболее консервативной группы считают, что роль воздействий взрослых на развитие ребенка ничтожно мала. Главной причиной появления у детей хороших недурных склонностей, тех или иных специальных способностей (математических, музыкальных, лингвистических) и черт характера (упрямства, жестокости, доброты или вспыльчивости) является генетическая врожденность этих особенностей. Они получены ребенком в готовом виде, по наследству от своих родителей и более далеких предков. В качестве примера в защите главенствующей роли биологического фактора, в частности наследственности, часто используется музыкальный род Бахов. Первый музыкально одаренный человек в этой семье появился в 1550 г. Через пять поколений родился гениальный музыкант, получивший впоследствии мировую известность, - Иоган Себастьян Бах. Всего в этой семье было 57 музыкантов, ив них 19 выдающихся. В семействе чешских скрипачей Бенда насчитывалось 9 видных музыкантов, в семье Моцартов - 5. Нам известны семьи, где в нескольких поколениях были люди, наделенные крупными артистическими, музыкальными, художественными дарованиями, например семья драматических актеров Самойловых, художников Маковских и других. |
» Популярные
|
© 2007-2011 revma.ru |