Популярная психология

» Навигация
»  Общие вопросы
»  Ребенок
»  Внимание
»  Восприятие
»  Память
»  Мышление
Восприятие
Ориентировка в отношениях пространства, времени и скорости движения

Ориентировка в отношениях пространства, времени и скорости движения



Все учителя хорошо знают, что одним из самых трудных типов задач, которые включены в программу начального обучения математике, являются задачи на движение. Эта трудность вызвана прежде всего тем, что дети не представляют себе реальных взаимоотношений дальности расстояния, которое должен пройти пешеход или проехать поезд, необходимого для этого времени и быстроты движения. Эти взаимоотношения не раскрывались обычно в опыте ребенка до школы. Он плохо представляет себе пространство (удаленность), еще хуже - единицы времени, и уже совсем не умеет он связать эти два условия с третьим - со скоростью движения. Например, ученикам дана задача: на листке клетчатой бумаги нарисован дом; это школа. «Ученик Коля живет в точке А (прямая линия проведена от «ворот школы» через 17 клеточек). Саша живет в точке В (ломаная линия тоже через 17 клеток проведена с другой стороны школы).


Восприятие
Восприятие времени

Восприятие времени



Если пространственные свойства вещей и вообще пространство трудно выделить как специальный объект познания, то восприятие времени, не имеющего каких-либо видимых или осязаемых признаков, представляет для детей еще большую сложность. Для восприятия времени нет специального анализатора. Время текуче: то, что обозначалось как «завтра», на следующий день становится «сегодня», а еще через день «вчера». Если пространство можно измерить, то единица длительности чего-то крайне расплывчата и для ребенка не имеет определенности. Ее нельзя воспринять сразу, так как, фиксируя начало часа (минуты, секунды, суток), человек не видит его конца, а отмечая конец, он уже потерял начало того промежутка, который хотел определить.


Восприятие
Восприятие пространства

Восприятие пространства



Каждое явление существует в пространстве и во времени. Но для детей эти важнейшие характеристики воспринимаемых конкретных предметов и явлений долго остаются «невидимыми», т. е. они не вычленяются ребенком как специальные объекты познания. К пространственным признакам предмета относятся его форма, величина, удаленность, местоположение и отношения с другими предметами. Эти признаки предмета слиты для ребенка с воспринимаемым его содержанием, поэтому их надо специально выделить и показать значение каждого.

Первым средством познания пространства для маленького ребенка является его собственное движение: ощупывание предметов, движения рук для схватывания вещей, находящихся в разных местах его зрительного поля, передвижение (ползание, ходьба по направлению к предмету), доставание чего-либо лежащего сверху на чем-то или из-под чего-то. «Движение есть дробный анализатор пространства», - писал И. М. Сеченов. К действию моторного аппарата ребенка рано присоединяется работа его глаза, и уже в младшем дошкольном возрасте ребенок может зрительным путем, т. е. не прибегая к действию, находить сходные по форме геометрические фигуры и простые геометрические тела (шар, куб; «Дай такой же»). Дети 5-6 лет на глаз оценивают рас стояние до определенного предмета, контролируют силу толчка, чтобы перескочить неширокую канаву, наклоняются, чтобы сорвать цветок, точно определяя глазом тот момент, когда они это движение должны сделать (ребенку 2-3 лет это еще не удается).


Восприятие
Восприятие картины

Восприятие картины



Восприятие картины представляет для детей особую трудность потому, что картина есть отображение целого куска жизни природы, людей, животных. Изображенные персонажи что-то де лают, как-то связаны между собой, находятся в какой-то жизненно правдивой ситуации (обстановке). В позах персонажей, в их взаимном расположении выражены не только действия, но и переживания человека, его намерения и состояния. По внешнему виду можно догадаться, взрослый мужчина это или ребенок, спортсмен или моряк и т. д.
Воспринять картину - значит раскрыть ее идею, мысль художника, выраженную в наглядных художественных образах. Так, через изображение группы измученных, грязных и оборванных бурлаков, шагающих по раскаленному песку и тянущих на канате корабль по реке, И. Е. Репин показывает не только тяжелый подневольный труд бедняков в дореволюционной России, но и назревающий протест простых людей. Они готовы сорвать лямку рабской покорности и угнетенности... Уметь смотреть кар тину - значит видеть основную мысль художника, его отношение к тому, что он хочет показать людям.


Восприятие
Обучение восприятию и умению думать

Обучение восприятию и умению думать



Пути формирования умения воспринимать и наблюдать могут быть весьма разными. Так, например, А. Ф. Говоркова считает целесообразным упражнять детей в рассматривании искусственного материала: параллельных прямых и косых линий, геометрических фигур, Л. В. Занков считает основным упражнение в выделении учеником как можно большего числа любых признаков демонстрируемого предмета. О. И. Галкина, А. А. Люблинская, Е. И. Игнатьев и др. считают, что надо учить детей выделять прежде всего главные признаки для опознания предмета и отнесения его к какой-то известной детям категории вещей (птица, машина, растение и т. д.). Важно учить детей воспринимать всю форму целого предмета, а затем в ней выделять наиболее существенные (и характерные) признаки.
Несмотря на разные методические рекомендации, все исследователи согласны в защите следующих основных положений:


Восприятие
Особенности восприятия детей

Особенности восприятия детей



Сказанное выше позволяет утверждать без специальных исследований, что ребенок не рождается с готовым умением воспринимать что-либо, в том числе и те простые предметы, которые находятся постоянно перед его глазами. Несмотря на то что младенец может различать красный цвет от другого с 3-го месяца, а голос близкого человека с 5-го месяца, он еще должен научиться воспринимать предметы, шум ветра, музыку и, конечно, человеческую речь.


Восприятие
Природа восприятия

Природа восприятия



Человек живет в мире предметов и явлений природы, среди людей, с которыми он повседневно встречается и общается.
Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, люди должны воспринимать каждый отдельный предмет (дерево, дом, автобус, реку, молнию...) и ситуацию в целом, целый комплекс каких-то предметов, связанных друг с другом (улицу города, мост через реку, картину, звучащую музыку).

Восприятие - процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при непосредственном их воздействии на его органы чувств. К. Маркс писал, что наши органы чувств являются продуктом всей всемирной истории. В длительном процессе исторического развития все органы человека, в том числе и его рецепторы (воспринимающие органы), претерпели значительные изменения в сравнении с соответствующими органами животных. Глаз человека приспособился к различению тончайших цветовых оттенков, предметных форм, пространственного положения вещей; ухо человека развилось как специальный орган, воспринимающий звуковую, слышимую человеческую речь и музыку; обоняние человека, потеряв то жизненно важное значение, которое оно имеет в мире животных, стало менее острым и менее совершенным.


Внимание
Педагогические условия повышения культуры детского внимания

Педагогические условия повышения культуры детского внимания



Очень часто в рассеянности детей повинен учитель. Если он ведет урок однообразно и скучно, если дает детям выполнять давно знакомые им и слишком легкие виды работ, если обрекает их на безделие или предъявляет им задания, требующие совершения только трафаретных исполнительных действий, если он не пробуждает у учеников активной мыслительной деятельности - он неизбежно создает условия для появления рассеянности детского внимания. Детям скучно, и они непременно будут искать себе более увлекательное занятие на стороне: в болтовне с товарищем, в чтении художественной книги, в обмене записками, в шалостях и т. д.


Внимание
Устойчивость внимания

Устойчивость внимания



Также невелико у младших школьников время сохранения одной доминанты, т. е. устойчивость внимания. Всем учителям известно, как долго, с неослабевающим вниманием дети могут слушать интересный и доступный их пониманию рассказ. В такой длительности сохранения одной доминанты обнаруживается значительная устойчивость детского внимания. Но вместе с тем учителям также хорошо известна быстрая отвлекаемость внимания маленьких школьников, трудности сосредоточения на чем-то неинтересном, но нужном, тем более на длительное время - рассеянность детей. Быть рассеянным - значит не уметь надолго сосредоточиться на чем-то одном, значит легко и часто отвлекаться от того дела, которым занят... Рассеянность противоположна устойчивости внимания и силе его сосредоточения.


Внимание
Качества внимания

Качества внимания



Основными качествами внимания являются его объем, концентрация (сила сосредоточения) и устойчивость (длительность сосредоточения).

Объем внимания - это то количество объектов, которые человек может одновременно «схватить» с одинаковой ясностью. Если разложить на столе 10-12 мелких знакомых предметов, таких, например, как марка, скрепка, монета, закрыть их картоном, а затем, открыв эту ширму на 5-10 секунд, снова закрыть предметы, взрослый обычно улавливает 6-7 вещей. Но если это незнакомые ему предметы (детали какого-то незнакомого механизма, иероглифы и др.) и если они расположены очень близко друг к другу или, наоборот, рассредоточены на большой площади, объем внимания резко суживается.


« назад   1 [2] 3 4  далее »

rbc.ru

» Популярные
» Общие особенности развития детей
» ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА РАСКРЫВАЕТСЯ НАУКОЙ
» Особенности восприятия детей
» Наши современные дети
» Природа памяти
» Восприятие картины
» Особенности памяти детей
» Восприятие пространства
» Факторы развития
» Природа мышления
©
2007-2011 revma.ru