Популярная психология

» Навигация
»  Общие вопросы
»  Ребенок
»  Внимание
»  Восприятие
»  Память
»  Мышление
Общие вопросы
Только растет или развивается?

Только растет или развивается?



Как всякий живой организм, ребенок проходит определенный путь развития. Если проследить за развитием растения, легко увидеть, что семя, положенное в землю, получай нужные дли его жизни условия (свет, влагу, минеральные соли), начинает набухать, оно становится больше, более рыхлым. В какой-то момент лопается его оболочка и появляется росток. Он тянется, становится все больше, увеличивается в длину, растет... Наступает момент, когда на растении появляются почки... Проходит определенное время, и из почек появляются листья или бутон. Он тоже растет... проходит время, и он раскрывается. Появляется цветок... Достигнув характерной для данного растения величины, цветок вянет, лепестки начинают опадать. Остается плод-маленький, крепкий... И снова он растет, чтобы стать зрелым плодом, в котором образуются новые семена. Попадая в благоприятные условия, семя начинает набухать... и весь. процесс повторяется в новом поколении. Он идет по тем же ступеням.
Этот пример типичен для характеристики процесса развития живого объекта. Существенны следующие его черты. Прежде всего отчетливо видно чередование двух форм изменений, происходящих в развивающемся организме (или в явлении): периоды, когда происходят изменения количественные (набухание и увеличение объема семени, удлинение ростка, увеличение почки и др.); эти периоды могут быть названы периодами роста; каждый такой период завершается каким-то существенным качественным изменением, происходящим в организме (появление ростка или цветка, или плода).

Конечно, такое деление в известной мере условно: ведь уже в периодах роста скрыта от прямого наблюдения подготовка тех качественных изменений, которые лишь проявляются, обнаруживаются в определенный момент. Из скрытых они становятся «видимыми». Поэтому такие качественные преобразования возникают «внезапно, как бы «скачком».

В наступившем новом периоде происходят дальнейшие незаметные количественные накопления, и снова наступает новое изменение качества развивающегося явления. Эти качественные перестройки, происходящие в процессе развития, называются стадиями (фазами, ступенями) процесса развития.

Каждый вид организмов, каждая категория явлений проходит в своем развитии разные, но совершенно определенные, свойственные данному виду стадии (сравните развитие цветка, бабочки, лягушки и т. д.). Для каждого вида организмов прохождение всех стадий, составляющих содержание процесса его развития, неизменно. Развитие совершается всегда в определенном порядке, в постоянной последовательности. Этот порядок обязателен и нерушим.

Ни одно животное, ни одно растение не может развиваться, «проскочив» через какую-то стадию установившегося процесса. Это невозможно, так как сам ход развития подчиняется объективным законам, действующим в природе, независимо от желания людей.


» Популярные
» Общие особенности развития детей
» ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА РАСКРЫВАЕТСЯ НАУКОЙ
» Особенности восприятия детей
» Наши современные дети
» Природа памяти
» Восприятие картины
» Особенности памяти детей
» Восприятие пространства
» Факторы развития
» Природа мышления
©
2007-2011 revma.ru