Популярная психология

» Навигация
»  Общие вопросы
»  Ребенок
»  Внимание
»  Восприятие
»  Память
»  Мышление
Общие вопросы
Ребенок – не маленький взрослый

Ребенок – не маленький взрослый



Детская психология - одна из молодых отраслей общей психологии. Возникла она совсем недавно, в начале XX в., который был назван писательницей Эллен Кей веком ребенка. Рождению и быстрому последующему развитию детской психологии в значительной мере способствовали успехи естествознания. Знаменитый труд Ч. Дарвина о происхождении видов положил начало эволюционной теории - учению о происхождении в развитии живых организмов.

Совершенно естественно возник вопрос о происхождении и развитии человека, превращении младенца во взрослого. Знаменательно, что первыми исследователями развития ребенка были физиологи и врачи.
Крупный вклад в становление детской психологии внесли русские ученые - И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, труды которых были оценены по достоинству лишь в советское время.

На протяжении многих столетий люди задумывались над тем, чему и как обучать детей, как их воспитывать. Но мало кто заботился о том, чтобы понять ребенка, выяснить, как он воспринимает
окружающий мир, как он запоминает, мыслит, переживает. Эти вопросы даже не возникали.

Никаких особенностей в психике ребенка педагоги - ученые и практики - не видели. К ребенку относились как к недоразвитому взрослому. Считалось само собою разумеющимся, что все его переживания, способности те же, что и у взрослых людей, только меньше по масштабу. Ребенок запоминает меньший по объему материал, ему надо больше и чаще его повторять, чтобы запомнить, возможности сосредоточивать свое внимание на чем-либо у него меньше, утомляется он быстрее, чем взрослый, чувства его выражаются сильнее, но более кратки по времени и т. п.

Иначе говоря, ребенок -тот же взрослый, только в уменьшенном виде, всего у него меньше, чем у зрелого человека, а кое-чего - больше, например: капризов, возбуждения, подвижности.

Уже в XVI в. прогрессивный чешский педагог Ян Амос Коменский обратил внимание на своеобразие приобретения детьми знаний об окружающих вещах. В своем замечательном труде «Видимый мир в картинках» Коменский, по существу, дал прекрасное методическое пособие для обучения маленьких детей на основе наглядности. Труд Я. А. Коменского не потерял своего значения и до сегодняшнего времени.

Значительно позже (в XVII в.) французский педагог Шан Жак Руссо сделал общий вывод о том, что «ребенок -не маленький взрослый». Он иначе мыслит, чувствует, воспринимает, чем взрослый человек. Развернувшиеся значительно позже, через три столетия, в России, затем в Советском Союзе, западных странах и в США многочисленные исследования убедительно показали, что способности детей, их наблюдения, запоминание, рассуждения, переживания отличаются от аналогичных проявлений взрослых не столько количеством (чего-то больше, что-то выполняет медленнее и т. п.), сколько значительными качественными особенностями.
При этом они также различны у детей разных возрастных групп.


» Популярные
» Общие особенности развития детей
» ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА РАСКРЫВАЕТСЯ НАУКОЙ
» Особенности восприятия детей
» Наши современные дети
» Природа памяти
» Восприятие картины
» Особенности памяти детей
» Восприятие пространства
» Факторы развития
» Природа мышления
©
2007-2011 revma.ru