Популярная психология

» Навигация
»  Общие вопросы
»  Ребенок
»  Внимание
»  Восприятие
»  Память
»  Мышление
Общие вопросы
Понятие личности

Понятие личности



За последние 30-40 лет у представителей различных наук резко возрос интерес к человеку. В этом нет ничего неожиданного. Люди убедились в том, что во всех грандиозных достижениях науки, техники, градостроительства и транспорта, в успехах медицины и космонавтики решающая роль принадлежит человеку. Его знания, опыт, его желания, интересы, волевые устремления, его творческая мысль и умелые руки создают новые «умные» машины, запускают межпланетные корабли, добывают из глубины земли газ и нефть, железо и золото.

Личным участием в труде человек умножает богатство своей страны, поднимает ее стойкость и силы, повышает жизнеспособность народа и его культуру. Теперь люди перестали уповать на бога и больше не ждут от него милостей. Они убеждены в том, что счастье всей страны, каждой отдельной семьи, каждого человека обеспечивается активной деятельностью простых людей. Их подготовленность, их развитие, их желания и стойкая целеустремленность создают величайшие ценности. Среди них самой большой ценностью является сам человек. Личность - это человек, активно участвующий своим трудом в жизни общества, членом которого он является.

Несмотря на то что до сих пор ученые спорят об определении личности, за основу может быть принята мысль, высказанная еще в 1934 г. К. Н. Корниловым: «Под личностью мы разумеем конкретного живого человека, того общественного человека и творца человеческой истории, сущность которого Маркс определял как совокупность общественных отношений».

Анализируя понятие «личность», разные авторы выделяют в качестве основных и существенных ее черт различные признаки и указывают разные ее стороны. Наиболее ранней была попытка Платона, который выделил в личности три основных компонента: ум, чувство и волю. При этом при всех многочисленных оттенках и качествах каждого из этих основных компонентов, которыми отличаются люди друг от друга, есть что-то общее, характерное для любой личности. Это общее великий греческий философ нашел во взаимосвязи выделенных им сторон в жизни и деятельности личности. Свою мысль Платон выразил в поэтическом аллегорическом образе.
Жизнь человека он сравнил с колесницей, В нее впряжены два бешеных коня: чувство (желание, влечение) и воля. Эти силы рвутся вперед, увлекают колесницу и могут ее опрокинуть, но... на облучке колесницы сидит Разум. Он держит крепко в своих руках вожжи, управляя и сдерживая безумные порывы двух коней...

Конечно, это красивое сравнение, которое использует Платон, не может дать научного объяснения природы личности и ее структуры. Ведь в единой целостной личности все ее стороны, свойства, проявления связаны между собой. Эти связи очень многообразны, различны у разных людей, порой противоречивы и не постоянны. Поэтому недостаточно их перечислить. Не только ребенок, но часто и взрослый поступает не всегда так, как сам того хочет. Он отличается порой широкими интересами, но оказывается равнодушным к достижениям самых близких ему людей... Он нежен и заботлив к своей семье и груб, бездушен к людям на своей работе, на производстве. Он расчетлив и аккуратен до педантизма, но может быть и щедр до расточительства... Личность нельзя представить себе в однолинейном измерении. Она не состоит из суммы отдельных качеств, которые можно соединить простым их перечнем. Кроме того, существенное значение для характеристики личности имеет не только то или иное качество, которым человек обладает:


» Популярные
» Общие особенности развития детей
» ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА РАСКРЫВАЕТСЯ НАУКОЙ
» Особенности восприятия детей
» Наши современные дети
» Природа памяти
» Восприятие картины
» Особенности памяти детей
» Восприятие пространства
» Факторы развития
» Природа мышления
©
2007-2011 revma.ru