Популярная психология |
» Навигация
|
Общие вопросы
Отношение к учению Отношение к учению Отношение младших школьников к учению изучали Л. И. Божович, Л. С. Славина, Т. С. Назарова, Г. Г. Гусева и др. Само выявление побуждений, заставляющих маленького школьника хорошо учиться, оказалось довольно трудным делом. Если спросить маленького школьника, для чего (или ради чего) он учится, ребенок дает обычно совершенно случайные ответы. Он никогда об этом не думает. Ведь ость общий порядок. Все дети, которым исполнилось 7 лет, идут в школу учиться. А для чего? И ребенок отвечает: «Чтобы приносить пользу Родине», «Чтобы научиться всему», «Чтобы быть ученым» и т. п. Однако по мере вхождения в жизнь класса и ознакомления с учебной деятельностью дети начинают ее оценивать, обнаруживают избирательное отношение к разным учебным предметам, начинают испытывать радость от самой учебной работы, от общения с товарищами и учителем. Проследить изменение мотива учения исследователям удавалось только тогда, когда они ставили вопрос в беседе с учеником не прямо, «в лоб», а в косвенной форме. Так, детям предлагали ответить, какие предметы для них самые интересные. Хотел бы он (она) учиться дома? Хотел бы иметь два выходных дня в неделю? И т. д. В итоге проведенных исследований наметилась следующая эволюция отношения младших школьников к учению. Сначала желание учиться вызывается у ребенка тем новым положением, которое дошкольник собирается занять в ближайшем будущем, поступив в I класс. Он наденет форму, будет ходить с ранцем, у него будут книжки, тетради, пенал... Он будет уходить из дома утром, как все взрослые члены семьи, он будет дома готовить уроки. Эта новая социальная позиция чрезвычайно привлекательна для ребенка, поступающего (или только что посту пившего) в школу. И действительно, надев форму и пристегнув ранец, ребенок совершает резкий и значительный шаг, вступая в новый период своего детства, своей жизни. Его положение действительно существенно меняется. Даже в семье к нему складывается новое отношение не только у младших ребят, но и у взрослых, родителей, бабушки, соседей. Ему покупают все, что требует учитель, выделяют стол, полку для учебных книг и тетрадей, во время приготовления домашних уроков родные оберегают его труд, стремятся не мешать, разговаривают тихо. Мальчик (девочка) работает! Естественно, что происходят заметные изменения и в самосознании ребенка. Он начинает рассматривать себя как «большого». Он приобретает право требовать внимания, уважения в своей семье и заявляет об этом как равный среди других членов семьи. Вместе с тем, попадая в класс, где учится еще 40 таких же ребят, как он, ученик теряется, он еще не различает товарищей и даже, захваченный своим новым положением, долго «не видит» своего соседа по парте, не запоминает его имени. На вопрос, с кем он сидит, ученик отвечает: «Да девочка такая... с бантом» или: «Сидит белый такой, с веснушками». Богатство впечатлений обрушивается на первоклассника, и он теряется... не слышит обращенной ко всему классу речи учителя, не начинает работу, когда учитель уже дал указание приступить к ней. Он рассеян и не может сосредоточиться. Первым объектом такого сосредоточения становится учитель. Он объясняет, рассказывает, исправляет, приходит на помощь в моменты затруднений. На его действия и слова начинает ориентироваться ученик. |
» Популярные
|
© 2007-2011 revma.ru |