Популярная психология |
» Навигация
|
Общие вопросы
Отношение к себе Самое существенное значение имеет справедливая (обоснованная правилами) и перспективная оценка учителя работы или ответа ученика (именно его работы, а не его самого) не только для развития самого ребенка, но и для формирования товарищеских отношений к нему со стороны всех остальных учеников класса. Не может быть большего педагогического брака, чем создание по вине учителя неприязненного, презрительного отношения учеников к неуспевающему, слабому товарищу. «Ну, разве Алексеев сможет выступить на празднике? Он же говорить даже не умеет!», «Ну, уж поставили звеньевым Витю... он же у нас самый глупый», «Не надо в нашу звездочку включать Ларису, она - отсталая». Подобные отрицательные суждения детей являются повторением, и обычно неоднократным, слов, услышанных учениками от взрослых. Они неизбежно становятся и тем «общественным мнением» класса, которое давит на ребенка и определяет и его собственное отношение к себе. Это касается обычно слабых учеников, но применяется порой бестактным учителем с обратным знаком и по отношению к сильным. И для этих, наиболее развитых ребят она оказывается также очень вредной, так как приводит к воспитанию у них высокой и далеко не всегда оправданной самооценки, открывая путь к зазнайству, высокомерию, пренебрежительному отношению к товарищам. Специальные исследования группы слабых учащихся, выполненные А. И. Лишенной, Н- А. Жулидовой, В. И. Вашурковой, Е. С. Рабунским, Р. П. Безделипой, показали, что, во-первых, самооценка детей обычно совпадает с оценкой их учителем и классом. Однако в ряде случаев учитель оценивает общее развитие и возможности некоторых слабых детей выше, чем каждый из них оценивает себя сам. Пониженная самооценка слабых ребят - очень распространенная причина их неуспеваемости. Дети попадают в замкнутый круг: их слабые успехи вызывают отрицательное суждение учителя и класса к будущим возможностям такого ученика; так рождается неверие в свои силы, равнодушие к отметкам и бесперспективность дальнейшего учения в классе. Естественное следствие такой позиции слабого ученика - дальнейшее снижение его интереса, его познавательной активности. Он снова получает плохие отметки, выслушивает замечания учителя и иронические шутки товарищей и совсем перестает работать. Исследования, упомянутые выше, показали также, что дети с низкой самооценкой, низким уровнем притязаний часто в решении специальных испытательных задач показывают более высокие результаты, чем те, которые предполагал учитель и ожидали они сами. Наоборот, среди учащихся с высокой самооценкой находятся такие, которые не оправдывают своего высокого уровня притязаний на практике. Успеха достигают те учителя, которые находят в слабом, иногда робком, неуверенном в себе ученике какую-нибудь перспективную черту, способность, умение. Так, учитель говорит классу, что у Лены (слабой ученицы) «хороший голос, она поет верно и красиво», Коля (тоже слабый) «красиво пишет», «знает много стихотворений», «хорошо умеет ухаживать за животными». Показав «высоту» достижений такого слабого ребенка хотя бы в какой-то одной области, учитель заставляет класс и самого ребенка изменить отношение к нему. Сломав такой «барьер», учитель добивается успехов ученика и в решении математических задач, и в овладении правилами правописания, в повышении общей школьной успеваемости ученика. |
» Популярные
|
© 2007-2011 revma.ru |