Популярная психология |
» Навигация
|
Общие вопросы
Отношение к себе Подобное отношение к себе, т. е. завышенная, адекватная или заниженная самооценка, закладывается еще в дошкольном возрасте. Самооценка формируется как результат тех отношений к ребенку, которые он видит со стороны родителей и воспитателей. Дети с высокой самооценкой обычно уверены в себе при выборе задач и предложенных работ, сразу берутся за решение трудных задач. Если им это не удается, они ищут причины неудачи в самой задаче: «Какая-то непонятная задача», «Наверное задача не правильно составлена». И они берутся за другую трудную работу. Ребята, неуверенные в своих силах, с низким уровнем притязаний, обычно выбирают легкие задачи. Они не доверяют своим силам и дают совершенно объективное объяснение своей само оценке: «Я всегда получаю «3» по математике, с трудной задачей мне не справиться», «Я уже за две диктовки получил «двойки», где уж мне написать на «пятерку». Как показали исследования Б. Г. Ананьева, А. И. Липкиной, Г. Г. Гусевой и др., низкая самооценка части учащихся младших классов - прямое следствие двух взаимосвязанных причин. Слыша постоянно, как его сравнивают с другими, более сильными учениками, ответы и работы которых приобретают значение известных эталонов в учебной работе, слабый ученик постоянно убеждается в своей неполноценности. Очень быстро он приходит к пессимистическому выводу о том, что ему никогда таких хороших результатов, не добиться: «Где уж мне?.. Эту задачу только Ася Владимирова, может быть, сумеет решить». Такая пониженная самооценка нередко непроизвольно культивируется учителем. Бывают такие бестактные педагоги, которые используют сравнение для упрека ребенка в его несостоятельности, для воспитания в нем чувства неполноценности, неверия в свои силы. Это вторая причина низкой устойчивой самооценки слабыми учениками себя и своих возможностей. Таким образом, слабо успевающий школьник не получает помощи и не побуждается к усилию, необходимому ему для повышения его успеваемости. Наоборот, его слабые стремления и робкие попытки тормозятся двумя обстоятельствами: сравнением самим учеником своих скромных достижений с успехами более сильных одноклассников и низкой оценкой учителя. Естественно, что интерес и желание учиться в классе у ребенка падает, понижая и без того его слабые успехи. Этот результат усиливает отрицательное отношение слабого ученика к учебной работе в классе и дома и в свою очередь еще более снижает уровень его достижений, а вместе с тем и уровень его притязаний. Между тем именно оценка учителя является для младших школьников основным мотивом и мерилом его усилий, стремления к успеху. Когда учитель использует тот же прием сравнения для показа ученику его собственного, пусть еще даже очень малого продвижения вперед по сравнению со вчерашним днем, он укрепляет и поднимает доверие ученика к себе, к своим возможностям. «Ты сделал в сегодняшней работе пять ошибок, - говорит учитель, - это еще много, но я вижу, что ты стал стараться, ты сам увидел две ошибки и правильно объяснил, что слова «по улице» надо писать отдельно, а «наклонилась» - вместе. Это уже хорошо... Ты знаешь правило, завтра ты будешь еще более внимательным и напишешь совсем без ошибок». |
» Популярные
|
© 2007-2011 revma.ru |