Популярная психология |
» Навигация
|
Общие вопросы
Отношение к себе Отношение к себе Говоря о проявлении самосознания человека, К. Маркс отмечал, что человек сначала смотрится в другого человека, как в зеркало. Только сопоставляя себя с другими, он узнает самого себя. Эта мысль конкретизируется изучением развития самосознания у детей. Прослеживая, как ребенок научается выделять и оценивать самого себя, можно заметить, что на протяжении всего жизненного пути ребенка, во всяком случае на протяжении его детства, можно выделить некоторые моменты, когда происходят особенно резкие изменения в развитии познания ребенком самого себя. Так, младенец в своих предметных действиях , ударяя ложкой по стакану, узнает, что своими действиями он может вызвать какой-то ожидаемый результат, например: потряс погремушку - раздался звук, толкнул подвешенный шарик -он откачнулся. Особенно большое значение для развития само сознания ребенка имеют его действия по преобразованию вещей: конструирование, разрушение, соединение, изменение. Как это было показано выше, в такой предметной деятельности ребенок впервые три года своей жизни узнает свои возможности что-то делать и что-то сделать (чего-то достичь). Это первое открытие находит свое выражение в гордом и радостном заявлении: «Я сам», «Я могу», «Я хочу». Важнейшую роль на этом этапе детства в развитии самосознания ребенка играет овладение речью. Называя себя сначала по имени, ребенок обычно лишь к трем годам овладевает личным местоимением «я». Так он отражает себя уже не только как объект, предмет, существующий, как и все другие вещи, - он узнает себя и как субъекта деятельности. Он делает открытие, что может чего-то хотеть и чего-то не делать, может не слушаться старших, заявляя: «Я не хочу». И если он убеждается на практике, что таким путем он достигает желаемого, осознание себя и своих возможностей нарастает и закрепляется. В формировании самосознания ребенка как личности решающую роль играет его последующая совместная жизнь и постоянное общение со сверстниками. Начиная с младшей группы детского сада (3-4 года) ребенок постоянно «смотрится в другого человека». Он слышит требования, похвалу, упреки, которые взрослые адресуют другим ребятам, и сразу же путем сравнения «примеривает» их к себе. Похвалила воспитательница Мишу за хорошо убранные игрушки, а Вова тут же заявляет: «И я убрал, я тоже так умею...», «А я хороший?» Маленький школьник поднимается на новую ступень самосознания. Этому способствуют не только внешние условия: форма одежды, ранец, хождение в школу, позиция в семье (о чем было сказано выше). Ребенок активно всматривается в других ребят: как они пишут, как считают, как разговаривают, отвечают на вопросы, прыгают через веревочку, рисуют; как обращаются друг с другом и как обращаются с ними взрослые и однолетки, старшие и младшие. Постоянное совершенно непроизвольное сравнение себя, своих успехов, достижений и неудач с такими же у других ребят формирует у школьника определенную самооценку. Так же как и в оценке товарищей, за личным отношением ученика I-II класса к себе тоже еще «во весь рост» стоит суждение о нем авторитетного учителя. Оценка себя - самооценка - складывается первоначально под влиянием отношения к нему учителя. Эти отношения к себе выступают в той позиции ученика, которую принято рассматривать как уровень притязаний личности. |
» Популярные
|
© 2007-2011 revma.ru |