Популярная психология |
» Навигация
|
Общие вопросы
Факторы развития Факторы развития Характерно, что представители буржуазной науки постоянно обсуждают вопрос о том, какой фактор является главным биологический или социальный, наследственность или среда? В основном спорящих можно разделить на три группы. Представители первой, наиболее консервативной группы считают, что роль воздействий взрослых на развитие ребенка ничтожно мала. Главной причиной появления у детей хороших недурных склонностей, тех или иных специальных способностей (математических, музыкальных, лингвистических) и черт характера (упрямства, жестокости, доброты или вспыльчивости) является генетическая врожденность этих особенностей. Они получены ребенком в готовом виде, по наследству от своих родителей и более далеких предков. В качестве примера в защите главенствующей роли биологического фактора, в частности наследственности, часто используется музыкальный род Бахов. Первый музыкально одаренный человек в этой семье появился в 1550 г. Через пять поколений родился гениальный музыкант, получивший впоследствии мировую известность, - Иоган Себастьян Бах. Всего в этой семье было 57 музыкантов, ив них 19 выдающихся. В семействе чешских скрипачей Бенда насчитывалось 9 видных музыкантов, в семье Моцартов - 5. Нам известны семьи, где в нескольких поколениях были люди, наделенные крупными артистическими, музыкальными, художественными дарованиями, например семья драматических актеров Самойловых, художников Маковских и других. Совершенно отрицая прижизненное влияние родителей (например, музыкально одаренных) на ребенка, представители этого направления приписывают биологическому фактору, именно наследственности, решающую роль в развитии личности ребенка. Наиболее полное выражение подобные взгляды нашли в педологии («педо» - дитя, «логос» - наука). Возникшая в начала XX в. в США педология быстро и широко распространилась в Европе. Она нашла особенно благоприятную почву в капиталистических странах, поскольку отвечала их идеологии. До сих пор основные положения педологии с незначительными вариантами и под разными названиями усиленно пропагандируются некоторыми представителями ученого мира США, Англии, ФРГ, Франции и ряда других стран. Пропаганда решающей роли наследственности в развитии ребенка есть защита реакционных взглядов, имеющих ярко выраженный классовый, политический характер. Ведь если способности и таланты, интересы и черты характера передаются ребенку от его предков по наследству, а он сам при жизни ничего качественно нового не приобретает, значит, глупые, малоразвитые люди с ограниченным кругозором интересов и порочными склонностями (к пьянству, агрессии, воровству и насилию) порождают потомство, у которого эти же порочные склонности и низкие способности находятся «в крови». Заложенные самой природой, эти склонности вызревают совершенно самопроизвольно, без какой-либо выявляющей и поддерживающей их причины. Воспитание ничего сделать не может с этими якобы еще с колыбели испорченными детьми. Воспитание плетется в хвосте развития, а развитие есть , не что иное, как процесс созревания психического облика человека, «заданного» его происхождением. Другая, значительно меньшая часть населения, состоящая из развитых и положительных членов общества, также передает по наследству своим детям присущее их роду благородство стремлений, высокие умственные способности, смелость и решительность в действиях. Именно только дети «благородных», семей якобы способны успешно заниматься государственной, научной, культурной и творческой деятельностью. |
» Популярные
|
© 2007-2011 revma.ru |