Популярная психология |
» Навигация
|
Общие вопросы
Фактор социальный Фактор социальный Этот фактор обычно рассматривается как воздействие среды, в которой живет ребенок. Однако само понятие среды требует уточнения. Различной бывает для детей среда природная, бытовая, географическая. В какой-то мере она может оказывать свое влияние на психическое развитие ребенка. Так, дети, живущие у моря, в семьях рыбаков или мореходов, играют в другие игры, поют и слушают другие песни, живут иными интересами, забота ми, чем дети горцев или народов Крайнего Севера. Значит, природная среда действует на психическое развитие, однако, как и биологический фактор, не прямо, а опосредованно, но через труд, культуру, речь людей. При этом такое воздействие при родной среды не определяет каких-либо нравственных черт личности. В долине и в горах, в тундре и среди густых лесов, на юге и на севере вырастают честные, трудолюбивые люди, патриоты своей страны. В процессе психического развития главная роль принадлежит среде человеческой, т. е. тем людям, среди которых живет ребенок, с которыми он общается. В литературе описано более полутора десятков случаев, когда дети, родившиеся от нормальных людей, став добычей хищников, выросли в логове тигра или волка. Когда же таких детей, достигших 5-7-летнего возраста, находили, они уже не были людьми, хотя их тело, все органы были человеческими. Дети-звери бега ли на четвереньках, не умели пользоваться руками для хватания, лакали пищу языком, выли и кусались... Конечно, они не пользовались речью и не понимали речи людей. Помещенные в человеческую среду, эти дети быстро погибали. Они уже не могли приспособиться к необычной для них жизни среди людей. Что же дают развитию ребенка окружающие его люди? Почему без воздействия социальной среды развитие личности человека невозможно? Мы совершенно не будем здесь касаться вопросов физического развития ребенка: ухода, кормления, лечения и т. п. Подчеркнем лишь еще раз, что без охраны, заботы, сложной профилактической деятельности взрослых людей, направляемой ими на удовлетворение всех жизненных потребностей ребенка и оберегающих его жизнь и здоровье в течение всего детства и отрочества, ни один ребенок не мог бы вырасти здоровым, нормальным и разумным человеческим существом. Для психического развития детей особенно существенно, что взрослые люди передают ребенку многовековой и разнообразный опыт, накопленный человечеством за всю длинную историю его существования и развития. Усвоение этого опыта позволяет растущему человеку в чрезвычайно сокращенные сроки освоить богатство знаний, на добывание которых многие поколения тратили десятки лет. В процессе усвоения социального опыта ребенок накапливает и свой собственный индивидуальный опыт, овладевает знаниями, способами действия, упражняет свое внимание и память, мышление и волю... Он научается наблюдать и сравнивать, использовать свои знания и рассуждать, оценивать и переживать радость успеха или горечь неудачи. |
» Популярные
|
© 2007-2011 revma.ru |