Популярная психология

» Навигация
»  Общие вопросы
»  Ребенок
»  Внимание
»  Восприятие
»  Память
»  Мышление
Общие вопросы
Фактор биологический

Фактор биологический



Возьмем для примера элементарное явление. Человек, увидев красный свет светофора, остановился. Это простой условный рефлекс на сигнал, воспринятый зрительно. Глаз принял раздражение, передал его в зрительные клетки мозга. Там, в этой централь ной станции управления поведением человека, произошел «переброс» нервного импульса с воспринимающих (сенсорных) путей на двигательные (моторные). Подчиненный приказу, который получен из мозгового центра, человек остановился. Нервное возбуждение при этом передается мышцам ног и туловища, срабатывает физиологический механизм, и человек останавливается.
Конечно, мозг, глаз, вся нервно-мышечная система должны быть уже сформированы и готовы для выполнения всей этой как будто бы простой, но, по существу, очень сложной рефлекторной деятельности. Но одной только готовности механизма все же недостаточно. Надо, чтобы человек знал правило перехода через улицу, умел бы и привык его выполнять без всяких напоминаний, самостоятельно в разное время дня переходя разные улицы. Ведь для человека, всю жизнь прожившего где-нибудь, в горах или в глухой тайге, где никаких подобных сигналов никогда не было, зажегшийся в светофоре красный свет ничего не скажет. Он останется просто «недействующим» раздражителем.

Значит, в том простом действии, которое мы привели в качестве примера, совершенно невозможно отделить то, что относится к функции биологического фактора, от действия фактора социального. Это невозможно и потому, что само строение глаза, уха, руки, глотки и всего сложного органа - головного мозга, составляющих элементы биологической системы (механизма), которая обеспечивает жизнедеятельность человека, является «продуктом всемирной истории» (К. Маркс). Эти удивительные по сложности и структуре органы и целые их системы - чувствительные, двигательные, речевые и др. - новорожденный младенец приносит с собой в жизнь как бесценный дар предков.

Наряду с таким богатством, составляющим родовой опыт, младенец обладает к моменту своего рождения некоторыми более частными, а порой несущественными для его дальнейшей жизни и развития признаками, которые он унаследовал от своих более близких предков; овал лица, цвет глаз... музыкальное ухо или особо пластичные голосовые связки.

Но этого еще недостаточно для того, чтобы из младенца с такими богатыми задатками вырос способный певец, балерина, художник или математик. «Наследственность поставляет нам только сырой материал, над которым работает среда», писал прогрессивный английский ученый В. Уильямс. Какими бы богатствами ни одарили взрослые люди свое потомство, ребенок рождается лишь с возможностями стать талантливым, честным и трудолюбивым человеком, математиком или поэтом, композитором или хирургом.

Здесь отчетливо обнаруживается, что роль биологического фактора, в частности наследственности, в развитии любого детеныша животного и ребенка существенно различна. Родившийся котенок, жеребенок, львенок, вырастая, обязательно превращается во взрослое животное: кошку, лошадь, льва... Все механизмы и органы, необходимые для его успешного приспособления к среде обитания, детеныш животного приносит с собой к моменту своего появления в мире. Они «запрограммированы» благодаря опыту многих поколений в его генах. Развитие животного в основном исчерпывается созреванием тех систем, которые обеспечивают его жизнедеятельность. Поэтому детеныши животных очень быстро приспосабливаются к условиям существования; детство их короткое, роль прижизненно полученного опыта, бесспорно, значительно меньше, чем роль такого опыта в развитии, жизнедеятельности ребенка.


» Популярные
» Общие особенности развития детей
» ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА РАСКРЫВАЕТСЯ НАУКОЙ
» Особенности восприятия детей
» Наши современные дети
» Природа памяти
» Восприятие картины
» Особенности памяти детей
» Восприятие пространства
» Факторы развития
» Природа мышления
©
2007-2011 revma.ru