Популярная психология

» Навигация
»  Общие вопросы
»  Ребенок
»  Внимание
»  Восприятие
»  Память
»  Мышление
Общие вопросы
ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА РАСКРЫВАЕТСЯ НАУКОЙ

Открытые К. Марксом законы классовой борьбы как движущей силы общественно-исторического развития позволяют современным философам, политикам, экономистам предсказывать те явления, которые еще не наступили. Их еще нет, но они обязательно должны возникнуть. «Опережающее отражение» в его социально значимой форме и есть результат познания людьми основных законов, определяющих возникновение тех или иных явлений объективного мира.

в) Сознание неразрывно связано с языком. В совместной трудовой деятельности люди испытывали «потребность что-то сказать друг другу» (Ф. Энгельс). Они научились обозначать словами нужные им для труда предметы, их свойства, признаки, связи и зависимости. В языке обозначались цели действий людей, пути и способы их достижения.
С помощью слов люди общались между собой, добивались согласованных действий. Они оценивали посредством слов достигнутые ими успехи или допущенные неудачи. В языке обозначались намерения и желания людей, их побуждения, переживаемые ими чувства и сложившиеся взаимоотношения. Благодаря овладению языком, этой специфической формой отражения вещей посредством их обозначения словами, человек получил возможность отражать не только внешний, но и свой собственный внутренний мир, себя самого, свои переживания, желания, сомнения.

Собака, как и человек, переживает грусть при разлуке с близким человеком и радость при встрече с ним. Но человек осознает и знает, что он переживает, так как может обозначить свои чувства словами («Мне грустно» или «Я радуюсь»). Животное, не обладающее языком и сознанием, этого не знает и знать не может.

г) Сознание не существует само по себе, где-то «внутри» человека. Оно формируется и обнаруживается в деятельности людей. Всякая деятельность нормального человека направлена на достижение какой-то ему понятной и желаемой цели. К ее достижению человека побуждают мотивы: потребности, стремления, интересы.

Для достижения желаемой цели человек использует различные пути, средства, приемы, которые ведут к намеченной цели. Деятельность человека разумна, он знает, чего хочет, и умеет найти пути к достижению желаемого.

О том, каковы цели человеческих действий, насколько они отвечают требованиям общества и близкого человеку коллектива, чем они вызваны, какими средствами пользуется человек для их достижения и как относится к достигнутым успехам и неудачам (своим и товарищей), - во всех этих звеньях разумной деятельности людей проявляется их сознание:
Отражая жизнь современного ему общества, человек ориентируется на идеи этого общества, участвует в его жизни, подчиняется его требованиям, следует его нормативам - обычаям и законам. Образ жизни человека - это его осознанное бытие, в котором он выступает как личность во всем многообразии ее внешних и внутренних проявлений. Среди последних особое значение имеет самосознание, обеспечивающее самооценку человека как члена современного ему общества.
Положение о единстве сознания (и психики в целом) человека и его деятельности имеет исключительно большое значение для всей психологической науки и педагогической практики.
Ведь включение деятельности человека в число вопросов, изучаемых психологией, позволило «разомкнуть» тот замкнутый круг непознаваемости, обособленности от материальных явлений и процессов, в которых ранее отображался духовный мир человека. Марксистская наука показала, что сознание и психика доступны изучению, так как они проявляются во внешних действиях человека, в его разумной деятельности. К. Маркс писал, что деятельность человека есть раскрытая книга человеческих сущностных сил, человеческой психологии. Надо научиться читать эту книгу.


» Популярные
» Общие особенности развития детей
» ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА РАСКРЫВАЕТСЯ НАУКОЙ
» Особенности восприятия детей
» Наши современные дети
» Природа памяти
» Восприятие картины
» Особенности памяти детей
» Восприятие пространства
» Факторы развития
» Природа мышления
©
2007-2011 revma.ru