Популярная психология

» Навигация
»  Общие вопросы
»  Ребенок
»  Внимание
»  Восприятие
»  Память
»  Мышление
Общие вопросы
ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА РАСКРЫВАЕТСЯ НАУКОЙ

6. Психическое отражение свойственно не только человеку. Некоторые его формы доступны и животным, в том числе насекомым. Последние отражают цвет, форму и местоположение предмета. Пчелы, например, если судить по их поведению, различают простые формы, ориентируются на расстоянии и в направлении своих движений. Более высокоразвитые животные - собаки, обезьяны, дельфины - различают голоса, походку, внешний вид, запах людей и могут различать даже такие похожие геометрические фигуры, как прямоугольник и квадрат, круг и эллипс. Многие животные, даже некоторые птицы (такие, как ворона, скворец, попугай), после длительной тренировки различают речевые сигналы, а собак, обезьян, даже медведей и тигров путем дрессировки можно научить отвечать заученными движениями на команды такого типа: «Дай лапу!», «Подай голос!», «Сидеть!», «Принеси...» и т. д.

Конечно, ни одно из этих животных не понимает подлинного смысла слышимых ими слов. Для них слово лишь знакомый звуковой комплекс. Но ухо животного может различать близкие по звуковым сочетаниям сигналы, и животное отвечает на них различными заученными движениями (вспомните дрессированных животных, выступающих в цирке).

Однако, каких бы удивительных результатов ни достигали дрессировщики, они по могут «очеловечить» даже самое умное животное. Потому что психическая деятельность людей имеет ряд принципиальных отличий от функционирования психики животных. Психика человека - качественно новая, высшая форма психики. Человек обладает сознанием. Оно присуще только человеку и отличается следующими особенностями:
а) «Сознание... есть общественный продукт и остается им, попа вообще существуют люди».
В отражении действительности человек руководствуется определенными целями, исходит из определенных потребностей и интересов, которые воспитаны у него как члена общества.
Животное отражает только те явления или те их стороны, которые отвечают его биологическим потребностям. Поэтому собака, например, имея отличный нюх, «берет след» по едва уловимому запаху пробежавшего зайца, но она совершенно не реагирует на запахи различных духов. Человек, имея значительно более низкую чувствительность к звукам и запахам, отлично различает, однако, музыкальные произведения по их гармонически-мелодическому строю или различные химические составы по их запаху.

Подчиняясь высоким общественным требованиям, человек нередко действует даже и в ущерб своим жизненным потребностям: боец закрывает собой командира и падает, простреленный пулей; ученый впрыскивает себе смертоносную вакцину, чтобы проверить ее действие; донор отдает свою кровь совершенно незнакомым ему людям...

Действия, поступки людей подчинены их специфически человеческим потребностям и интересам, т. е. побуждениям социальным, а не чисто биологическим.

Поскольку сознание человека имеет общественный характер, оно исторически меняется. То, что воспринималось людьми как красивое, новое, оригинальное 70-80 лет назад, кажется сейчас смешным и неуместным. Высокомерное отношение интеллигенции к работе батрака, мелкого служащего, рабочего сменилось уважением со стороны современных граждан - любого трудящегося и признанием высокого значения труда каждого специалиста.

б) Сознание человека имеет активный характер. «Человек познает мир, его изменяя» (К. Маркс). Этот активный, преобразующий характер отражательной, деятельности проявляется уже у маленького ребенка. Он познает предметы, действуя с ними (ломает игрушку, стучит ложкой и т. д.). Взрослый человек изучает законы жизни живых организмов путем изменения практики растениеводства или животноводства. Создавая специальные условия жизни для растений, ученые узнают глубокие зависимости, существующие между особенностями строения растительных организмов и условиями их существования.


» Популярные
» Общие особенности развития детей
» ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА РАСКРЫВАЕТСЯ НАУКОЙ
» Особенности восприятия детей
» Наши современные дети
» Природа памяти
» Восприятие картины
» Особенности памяти детей
» Восприятие пространства
» Факторы развития
» Природа мышления
©
2007-2011 revma.ru