Популярная психология

» Навигация
»  Общие вопросы
»  Ребенок
»  Внимание
»  Восприятие
»  Память
»  Мышление
Общие вопросы
ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА РАСКРЫВАЕТСЯ НАУКОЙ

Несмотря на то что каждая эпоха вносила свои поправки в учение о душе, представители идеализма всегда утверждали (и продолжают до сих пор защищать эту идею, конечно на основе других аргументов), что душа существует вечно. Она бестелесна, незрима, но она определяет все поступки человека, его интересы, стремления, желания, склонности... Душа непознаваема, ее изучать невозможно; лишь сам человек, вглядываясь в себя, т. е. пользуясь самонаблюдением, может рассказать о своих переживаниях, о жизни своей души. Поэтому естественно, что человек может знать только то, что испытал, пережил сам. Значит, никаких достоверных знаний о природе, об обществе, о других людях человек приобрести не может.

Коренным образом отличались взгляды представителей материалистической философии всех эпох от взглядов идеалистов.

И хотя в разные исторические периоды философы-материалисты допускали ряд неправильных, непоследовательных взглядов в решении отдельных вопросов сложной проблемы познаваемости психики человека, все представители материалистического направления пытались найти пути для реалистического объяснения духовной жизни природы и человека. Все философы-материалисты исходили из того, что материальный мир является начальным, исходным этапом в развитии жизни - он первичен. Духовный мир человека - следствие, производное от развития материального мира, - он вторичен. Глубоко научно обоснованную и убедительную по своей жизненной правдивости теорию создали творцы пролетарской философии - диалектического материализма - К. Маркс и Ф. Энгельс. На основе классических трудов К. Маркса и Ф. Энгельса В. И. Лениным была разработана диалектико-материалистическая теория отражения, объясняющая природу психического как специфическую форму отражения субъектом объективного мира (психическое отражение).

Основные положения этой теории сводятся к следующему:

1. «...вне нас и независимо от нас существуют предметы, вещи, тела ...наши ощущения суть образы внешнего мира».
Отсюда следует (если учесть еще сенсуалистическое утверждение о принципиально исходном положении чувственного познания по отношению к абстрактному мышлению), что знания, которыми обладает человек (представления о вещах, о пространстве, величине и количестве, понятия о чести и долге, о добре и зле), в своей основе строятся на фундаменте его чувственного познания, а не принесены его душой в готовом виде из небытия, т. е. представления и понятия приобретены человеком в ходе его жизни, в процессе взаимодействия с миром вещей, природы и общения с миром людей.

В этом первом тезисе существенное значение имеет положение о том, что предметы, вещи, тела, т. е. внешний мир, существуют объективно, независимо от того, воспринимает их человек или нет, и независимо от того, с какой глубиной и достоверностью он отражает окружающее. Сначала - существование предметного, объективно реального мира - мира природы, живущей по своим законам, совершенно независимо от желаний и переживаний познающего этот мир субъекта, и только потом - возникновение в сознании человека образов предметов, вещей, тел. Они проявляются только тогда, когда «материя, действуя на наши органы чувств, производит ощущение...»
Значит, богатство имеющихся у человека образов (представлений и понятий) и их характер определяются содержанием и глубиной его социальной отражательной деятельности.

Правильность возникших у людей образов проверяется общественно-исторической практикой человечества, включая и личный, индивидуальный опыт. Так, прежде чем человек научается глазом определять расстояние или местоположение предмета, он своими практическими действиями проверяет тот образ, который складывается у него на основе зрения. Прежде чем человек научается по слуху определять направление слышимого звука, он практически проверяет возникающие у него образы: идет к источнику звука и тем самым определяет его местоположение и его удаленность.


» Популярные
» Общие особенности развития детей
» ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА РАСКРЫВАЕТСЯ НАУКОЙ
» Особенности восприятия детей
» Наши современные дети
» Природа памяти
» Восприятие картины
» Особенности памяти детей
» Восприятие пространства
» Факторы развития
» Природа мышления
©
2007-2011 revma.ru