Популярная психология

» Навигация
»  Общие вопросы
»  Ребенок
»  Внимание
»  Восприятие
»  Память
»  Мышление
Мышление
Природа мышления

Природа мышления



«Думают ли животные? А маленькие дети? Когда человек начинает мыслить?»
Эти вопросы задают взрослые люди. Но ответить на них оказывается не просто, так как мышление выступает в очень разных и сложных формах. Поэтому надо прежде всего разобраться в том, что такое мышление и в чем оно проявляется.

Мышление, как и восприятие, память, воображение, является формой человеческого познания. Мышление можно рассматривать с трех сторон: во-первых, как ступень познания, во-вторых, как процесс познания и; в-третьих, как форму умственной деятельности человека.
1. Как всякий познавательный процесс, мышление представляет собой отражение действительности. Но в отличие от восприятия мышление есть отражение не только предметов и явлений, непосредственно действующих на наши органы чувств.

Посредством мышления человек познает предметы и явления в их существенных признаках и тех многообразных реальных связях, которые между этими предметами и явлениями существуют.
Такими связями являются отношения причины и следствия, цели действий и средств, используемых человеком, целого и частей (элементов), строения предмета и его назначения и многие другие.
Например, человек увидел необычный автобус (восприятие). Но как только человек задумался над тем, что это за новый вид транспорта, для чего он предназначен, где его производят и т. д., у человека возникает процесс мышления. Отличительная черта этого психического процесса - его направленность на познание тех внутренних и внешних связей, которые «не лежат на поверхности» явления. Поэтому мышление выступает как стремление человека узнать то, что неизвестно, понять, осмыслить более глубоко то, что возможно, даже и известно, но знания о чем носят лишь поверхностный и неполный характер. Мышление первоначально строится на чувственном познании, на восприятии и даже на самом высоком уровне развития не порывает с ним связи.

Однако вторая отличительная черта мышления - его обобщенный характер. Человек видит предмет и сразу относит его к определенной группе: это автобус, это машина, эти люди идут на демонстрацию. Выраженность мышления в речи, неразрывное единство мышления и языка и придает мышлению обобщенный и осознанный характер. Когда учитель, познакомившись с новым учеником, высказывает свое суждение о том, что этот мальчик плохо подготовлен к школе, педагог мыслит обобщенными понятиями о подготовленности, о возможностях ученика и его перспективах.

Посредством мышления человек познает явления в их связях. Каждый тип связей, каждая их категория обозначена определенными словами. Называя их, человек намечает, какие связи ему надо найти (вопрос), или констатирует, какие связи он установил (ответ). Например: «Почему учитель считает, что мальчик плохо подготовлен к школе? Потому что он не знает программного материала».
Слова «почему?» - «потому что» всегда обозначают причинные связи, «для чего?» - «для того чтобы» - целевые связи, «как?», «каким способом?» - способ действия и т. п.


» Популярные
» Общие особенности развития детей
» ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА РАСКРЫВАЕТСЯ НАУКОЙ
» Особенности восприятия детей
» Наши современные дети
» Природа памяти
» Восприятие картины
» Особенности памяти детей
» Восприятие пространства
» Факторы развития
» Природа мышления
©
2007-2011 revma.ru