Популярная психология

» Навигация
»  Общие вопросы
»  Ребенок
»  Внимание
»  Восприятие
»  Память
»  Мышление
Мышление
Общие особенности развития детей

Общие особенности развития детей



1. Мышление практическое. Когда психологи в начале XX в. стали изучать особенности мышления ребенка, наиболее прогрессивные из них выделили в качестве одного из основных признаков связь мышления с речью. Вместе с тем выявилась непосредственная связь детского мышления с практическими действиями ребенка. Однако, стоя на неправильных методологических позициях, Э. Мейман, В. Штерн, а позже Ж. Пиаже не смогли дать убедительную характеристику ранних форм детского мышления, его развития и условий, которые обеспечивают переход от низших его ступеней к высшим. Ряд ложных мнений о возможностях мышления детей 5-10 лет, заимствованных из трудов этих ученых, отрицательно сказались на практике построения обучения младших школьников. Введение новой -системы обучения в начальных классах опиралось на новое понимание особенностей детского мышления .

Одним из указанных ошибочных положений был вывод психологов о том, что, поскольку ребенок только после 8-10 лет овладевает грамотной связной речью, он якобы только в этом возрасте становится способным и к логическому мышлению-. Значит, до 10 лет ребенок объявляется неспособным к логическому (или словесному) мышлению: он мыслит логически, находясь на стадии сенсомоторных операций (он может выполнять лишь отдельные практические действия с наглядно данными ему предметами). Стремление связать ранние формы детского мышления с практическими действиями ребенка особенно усилилось в двадцатые годы нашего столетия после замечательных опытов немецкого психолога В. Кёлера над обезьянами. Ряд авторов непосредственно пере носили открытые В. Кёлером особенности решения задач шимпанзе (задачи с палками, с устранением препятствий и др.) на умственную деятельность маленького ребенка. Не зная принципиальной разницы между практическим мышлением высших обезьян и ранними формами мышления ребенка, немецкий психолог К. Бюлер назвал весь период детства до 5-6 лет «шимпанзе подобным возрастом».

Однако исследования советских психологов, прежде всего Н. Ы. Ладыгипой-Котс, убедительно показали наличие значительных и существенных различий между умственной деятельностью обезьяны и маленького ребенка. Исследования показали, что существуют чрезвычайно сложные, изменчивые и многообразные отношения мышления и практического действия, мышления и языка, мышления и чувственного образа. Эти отношения изменяются на разных ступенях возрастного развития детей и стоят в непосредственной связи с содержанием той задачи, которую ребенок в данный момент решает. Эти отношения изменяются и в зависимости от упражнений, от тех методов обучения ребенка, которые использует учитель.

Действительно, первым средством решения задачи для маленького ребенка является его практическое действие. Он может решить какую-то конкретную задачу, если она задана ему наглядно: достать находящийся далеко от него предмет, составить из кусков целую картину, найти причину «испортившейся» (по воле экспериментатора) игрушки. Ребенок

[1] 2 3 4 5 6 ... 11 12 13 14

caimann.ru



» Популярные
» Общие особенности развития детей
» ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА РАСКРЫВАЕТСЯ НАУКОЙ
» Особенности восприятия детей
» Наши современные дети
» Природа памяти
» Восприятие картины
» Особенности памяти детей
» Восприятие пространства
» Факторы развития
» Природа мышления
©
2007-2011 revma.ru