Популярная психология |
» Навигация
|
Педагогические условия повышения культуры детского внимания Очень часто в рассеянности детей повинен учитель. Если он ведет урок однообразно и скучно, если дает детям выполнять давно знакомые им и слишком легкие виды работ, если обрекает их на безделие или предъявляет им задания, требующие совершения только трафаретных исполнительных действий, если он не пробуждает у учеников активной мыслительной деятельности - он неизбежно создает условия для появления рассеянности детского внимания. Детям скучно, и они непременно будут искать себе более увлекательное занятие на стороне: в болтовне с товарищем, в чтении художественной книги, в обмене записками, в шалостях и т. д. Устойчивость внимания Также невелико у младших школьников время сохранения одной доминанты, т. е. устойчивость внимания. Всем учителям известно, как долго, с неослабевающим вниманием дети могут слушать интересный и доступный их пониманию рассказ. В такой длительности сохранения одной доминанты обнаруживается значительная устойчивость детского внимания. Но вместе с тем учителям также хорошо известна быстрая отвлекаемость внимания маленьких школьников, трудности сосредоточения на чем-то неинтересном, но нужном, тем более на длительное время - рассеянность детей. Быть рассеянным - значит не уметь надолго сосредоточиться на чем-то одном, значит легко и часто отвлекаться от того дела, которым занят... Рассеянность противоположна устойчивости внимания и силе его сосредоточения. Качества внимания Основными качествами внимания являются его объем, концентрация (сила сосредоточения) и устойчивость (длительность сосредоточения). Объем внимания - это то количество объектов, которые человек может одновременно «схватить» с одинаковой ясностью. Если разложить на столе 10-12 мелких знакомых предметов, таких, например, как марка, скрепка, монета, закрыть их картоном, а затем, открыв эту ширму на 5-10 секунд, снова закрыть предметы, взрослый обычно улавливает 6-7 вещей. Но если это незнакомые ему предметы (детали какого-то незнакомого механизма, иероглифы и др.) и если они расположены очень близко друг к другу или, наоборот, рассредоточены на большой площади, объем внимания резко суживается. Виды внимания Существуют три причины (источника) возникновения внимания, они же характеризуют и три вида внимания. 1. Внимание привлекает какой-либо сильный, необычный, резкий, внезапный раздражитель. Неожиданный сильный крик, влетевшая в открытое окно бабочка, смех за стеной, вошедший посетитель - все подобные раздражители властно захватывают место главного очага возбуждения у детей, становятся доминантными, вытесняя все остальные воздействия, которые попадают в положение подчиненных (субдоминантных). Вот дети, ученики I класса, работают над решением математических примеров, вдруг из коридора донесся громкий топот ног, кто-то бежит и хохочет... Внимание учеников моментально отключилось от работы, их сосредоточенность нарушена... Дети даже не слышат, что говорит учитель. Его слова не доходят до сознания учеников, не вызывают возбуждения, не воспринимаются ими. Внимание, привлекаемое силой, новизной, необычайностью раздражителя, носит название непроизвольного. Природа внимания Внимание проявляется в умении человека сосредоточиться на каком-нибудь одном раздражителе или на нескольких раздражителях (на целостном их комплексе), выделяя их из всего по тока раздражений, который действует ежеминутно на нервную систему человека. В этом случае находящиеся в поле внимания раздражители воспринимаются наиболее ясно. Такой выделенный раздражитель, занимая главное, доминирующее положение, создает в коре головного мозга человека наиболее сильный очаг нервного возбуждения - доминанту. При этом действие всех остальных раздражителей (как внешних, так и внутренних) тормозится. Они не доходят до сознания человека, он их не замечает. Так, наблюдая за работой детей, учитель не слышит разговоров за стеной, забывает свои домашние заботы, не замечает своей усталости. Сосредоточенно работая над предстоящим докладом, чело век забывает, что не обедал, и при этом даже не чувствует голо да. Но проходит время, и главный очаг нервного возбуждения угасает - человек устал, и направленность его внимания отклоняется. Он начинает отвлекаться от своей работы, и какой-то новый раздражитель, приобретая особую силу, занимает место доминанты. Внимание |
» Популярные
|
© 2007-2011 revma.ru |