Популярная психология |
» Навигация
|
Некоторые педагогические условия управления процессом психического развития ребенка. Управлять психическим развитием не только можно, но и должно. Для этого необходимо организовать повседневную жизнь ребенка и руководить его активностью. Это значит: 1. Отбирать в качестве содержания его деятельности (игр, чтения, наблюдений, бесед и т. д.) такой материал, работа над которым формирует знания, необходимые для дальнейшей деятельности способы действия, навыки, умения, вызывает положи тельные эмоции и формирует черты характера, ценные для людей. 2. Необходимо обучать детей выбранной деятельности и внимательно контролировать все достигаемые результаты. Очень важно для педагога отношение самого ребенка к процессу деятельности, к достигнутым результатам. Развитие – результат взаимодействия факторов Итак, в процессе развития участвуют три силы, три фактора: 1) биологический фактор. Это жизнь организма ребенка, обусловленная как унаследованными, врожденными, так и прижизненно приобретенными особенностями строения всех органов тела, всех его систем. Их функционирование обеспечивает нормальную жизнедеятельность, здоровье подрастающего человека и ту активность, которая является результатом положительного взаимоотношения живого организма со средой; 2) социальный фактор. Это та среда, в которой живет ребенок, прежде всего среда людей. Это люди, с которыми он общается (имен но общается, т. е. взаимодействует, а не те люди, которые лишь «окружают» ребенка). Их характеры, образ мыслей и поведения, их интересы и суждения, их отношение к труду, к другим людям (в том числе и к детям, к своим и чужим), их дела и слова, их чувства и требования, привычки и стремления составляют духовную среду, в которой растет и развивается ребенок; Природа активности Природа активности. Активность выражена в действиях. Живой организм, обладающий нервной системой, отвечает движениями своего тела или отдельных его органов на воздействие внешних или внутренних раздражителей. Слабое колебание паутины вызывает стремительное движение паука к жертве, запутавшейся в ней. Прикоснувшись к горячему чайнику, ребенок отдергивает руку; услышав звонок, ребята быстро направляются после пере мены в класс. Прочитав заданную по математике задачу, ученик начинает обдумывать путь ее решения. Эти действия различны по своей природе и происхождению. Но все действия детей, как простые, так и сложные, как практические, так и умственные, возникают на основе первоначальных беспорядочных движений младенца. Когда он лежит в теплой комнате, сытый, выспавшийся, движения его не стеснены пеленками, он не остается спокойным. Руки, ноги, мышцы лица производят неорганизованные и нецеленаправленные движения: шевелятся пальчики на руках, глаза вращаются в разные стороны, хмурится лоб, ребенок производит лицом какие-то странные гримасы. Эти движения непроизвольны. Младенец ими не управляет, они имеют врожденный безусловно-рефлекторный характер. Активность ребенка
|
» Популярные
|
© 2007-2011 revma.ru |