Популярная психология |
» Навигация
|
Изучать ребенка – значит прежде всего его наблюдать Изучение ребенка требует определенной целенаправленности в деятельности учителя. Педагог должен ясно представлять себе, что он хочет узнать, какая сторона личности ученика его интересует. Это может быть задача, поставленная достаточно широко, например изучить взаимоотношения учеников своего класса или особенности каждого ученика. Задача может быть и более узкой, например вскрыть причину устойчивых трудностей некоторых учащихся в усвоении ими грамматики и т. п. Соответственно поставленной задаче учитель выбирает метод сбора фактов. Наиболее доступным учителю и широким по своим возможностям является метод наблюдения. Наблюдение - строго направленный процесс планомерного и систематического восприятия Чтобы наблюдение могло служить методом научного исследования, оно должно отвечать следующим условиям: 1. Человек должен ясно представить себе, что он ищет, что хочет узнать, т. е. должна быть ясна поставленная задача наблюдении. Только тогда наблюдение будет не простым «пяленьем глаз» (К. С. Станиславский), а строго направленным поисковым восприятием учителем детского поведения (способов работы детей, взаимоотношений между ними и т. д.). Учителю необходимо знать особенности и законы психического развития детей На протяжении всей многовековой истории развития человеческого общества старшее поколение всегда воспитывало и обучало младших. Менялись общественно-экономические формации соответственно тому, как изменялся способ производства материальных благ. Менялись люди и отношения между ними. Менялись задачи и методы воспитания подрастающего поколения. Но на всех этапах общественно-исторического развития главной задачей педагога было воспитание у детей таких способностей и черт характера, которых требовало от молодых граждан современное им общество. Психическое развитие ребенка, особенности восприятия им окружающего, пределы его понимания и способностей к волевому усилию до конца XIX в. не были предметом изучения ни педагогов-теоретиков, ни педагогов-практиков. Некоторые сведения о работе мозга – органа Нервная система высших животных и человека осуществляет рефлекторную деятельность. Мозг принимает поступающие извне (а также идущие от собственного тела) и воспринимаемые органами чувств раздражения и отвечает на них нервными импульсами, вызывающими движения. Это могут быть простые сокращения мышц радужной оболочки глаза, которые вызывают сужение (или расширение) зрачка, регулирующего таким образом количество света, попадающего в глаз. Это могут быть более сложные движения руками, головой, туловищем, которыми человек реагирует на полученные раздражители. Это может быть работа какой-то железы (например, при слюноотделении, которым организм отвечает на попавшее в рот соленое или кислое). Даже порой только яркое представление вкуса, например, лимона может вызвать у человека реакцию слюнной железы. Различают две группы рефлексов (рефлекс - отражение). Во-первых, безусловный рефлекс, осуществляемый организмом в ответ на действие жизненно важного раздражителя. Этот механизм является врожденным. Он существует у человека, у животных (даже у низших животных) и для своего проявления не требует выучки. Например, прикосновение к горячему заставляет и животных и человека отдернуть обожженную конечность. Едва вылупившийся из яйца цыпленок начинает клевать зерно. ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА РАСКРЫВАЕТСЯ НАУКОЙ Интерес к внутреннему миру человека возник давно. Первобытные люди наивно представляли себе, что в растениях и животных, в реках и лесах, в явлениях природы (в дожде, граде, снеге) живут какие-то духи. Они действуют по своим, никому неведомым побуждениям, принося людям добро и зло. Так родилось первое представление о душе, которая в те ранние времена приписывалась всему живому («дух»- дыхание). В течение многих лет понятие души постепенно приобретало все большую определенность. Так, один из философов Древней Греции - Аристотель считал, что у растений есть растительная душа, обладающая свойством жить и умирать; животные обладают животной душой, проявляющей себя в движениях, а человек, обладая мыслящей душой, способен к разумным действиям, к мышлению. Еще до появления христианства философы высказывали разные суждения по поводу сущности и происхождения души. Эти споры и послужили началом возникновения двух философских направлений: идеалистического и материалистического. Наши современные дети
|
» Популярные
|
© 2007-2011 revma.ru |