Популярная психология |
» Навигация
|
Отношение к себе Говоря о проявлении самосознания человека, К. Маркс отмечал, что человек сначала смотрится в другого человека, как в зеркало. Только сопоставляя себя с другими, он узнает самого себя. Эта мысль конкретизируется изучением развития самосознания у детей. Прослеживая, как ребенок научается выделять и оценивать самого себя, можно заметить, что на протяжении всего жизненного пути ребенка, во всяком случае на протяжении его детства, можно выделить некоторые моменты, когда происходят особенно резкие изменения в развитии познания ребенком самого себя. Так, младенец в своих предметных действиях , ударяя ложкой по стакану, узнает, что своими действиями он может вызвать какой-то ожидаемый результат, например: потряс погремушку - раздался звук, толкнул подвешенный шарик -он откачнулся. Особенно большое значение для развития само сознания ребенка имеют его действия по преобразованию вещей: конструирование, разрушение, соединение, изменение. Как это было показано выше, в такой предметной деятельности ребенок впервые три года своей жизни узнает свои возможности что-то делать и что-то сделать (чего-то достичь). Это первое открытие находит свое выражение в гордом и радостном заявлении: «Я сам», Отношение к сверстникам После первых дней ориентировки среди новых товарищей ребенок начинает выделять некоторых ребят из общей массы. При этом, как показали исследования, таким учеником чаще всего бывает ближайший сосед по парте или по ряду. Однако это не всегда так. К сожалению, из-за бестактности некоторых учителей дети нередко начинают узнавать раньше всего тех, кому учитель постоянно делает замечания, упрекает в непонимании, в небрежности в работе или в других недостатках. Таким путем ученики класса начинают акцентировать свое внимание на неудачах, недостаточной подготовленности, неаккуратности, несообразительности какого-то ученика. В более редких случаях такое акцентированное внимание учителя с первых дней работы в классе «высвечивает» одного - двух особо хороших учеников, которые рано занимают положение «первых», «умных», «всезнающих». Вряд ли надо доказывать, насколько ошибочна такая установка учителя. Она сразу создает неправильные взаимоотношения детей в классе, неправильную самооценку как у «звезд», так и у не пользующихся популярностью ребят. Между тем успех в ответах и решениях задач, особенно в первую половину 1-го года учения в классе, может быть результатом самых разных причин: лучшей подготовленности, помощи и внимания родителей, относительно высокой физической и нервной выносливости (работоспособности) ученика и т. п. Отношение к учению Отношение младших школьников к учению изучали Л. И. Божович, Л. С. Славина, Т. С. Назарова, Г. Г. Гусева и др. Само выявление побуждений, заставляющих маленького школьника хорошо учиться, оказалось довольно трудным делом. Если спросить маленького школьника, для чего (или ради чего) он учится, ребенок дает обычно совершенно случайные ответы. Он никогда об этом не думает. Ведь ость общий порядок. Все дети, которым исполнилось 7 лет, идут в школу учиться. А для чего? И ребенок отвечает: «Чтобы приносить пользу Родине», «Чтобы научиться всему», «Чтобы быть ученым» и т. п. Однако по мере вхождения в жизнь класса и ознакомления с учебной деятельностью дети начинают ее оценивать, обнаруживают избирательное Личность как совокупность отношений к миру В поисках наиболее научно оправданного подхода к изучению личности как единого сложного целого советские психологи, следуя мысли К. Маркса, рассматривают личность как совокупность (или ансамбль) общественных отношений. Каждый человек вступает в многообразные отношения со множеством людей, с которыми он общается: в своей семье он отец и сын, муж и брат, на работе он начальник и подчиненный, безликий пассажир в автобусе и выдающийся производственник на своей работе, он спортсмен и слушатель курсов и т. д. и т. п. В этих разных межлюдских отношениях каждый человек действует, живет и проявляет свои личные качества: доброжелательность к людям, самоуверенность, скромность, равнодушие, Понятие личности За последние 30-40 лет у представителей различных наук резко возрос интерес к человеку. В этом нет ничего неожиданного. Люди убедились в том, что во всех грандиозных достижениях науки, техники, градостроительства и транспорта, в успехах медицины и космонавтики решающая роль принадлежит человеку. Его знания, опыт, его желания, интересы, волевые устремления, его творческая мысль и умелые руки создают новые «умные» машины, запускают межпланетные корабли, добывают из глубины земли газ и нефть, железо и золото. Личным участием в труде человек умножает богатство своей страны, поднимает ее стойкость и силы, повышает жизнеспособность народа и его культуру. Теперь люди перестали уповать на бога и больше не ждут от него милостей. Они убеждены в том, что счастье всей страны, каждой отдельной семьи, каждого Фактор социальный Этот фактор обычно рассматривается как воздействие среды, в которой живет ребенок. Однако само понятие среды требует уточнения. Различной бывает для детей среда природная, бытовая, географическая. В какой-то мере она может оказывать свое влияние на психическое развитие ребенка. Так, дети, живущие у моря, в семьях рыбаков или мореходов, играют в другие игры, поют и слушают другие песни, живут иными интересами, забота ми, чем дети горцев или народов Крайнего Севера. Значит, природная среда действует на психическое развитие, однако, как и биологический фактор, не прямо, а опосредованно, но через труд, культуру, речь людей. При этом такое воздействие при родной среды не определяет каких-либо нравственных черт личности. В долине и в горах, в тундре и среди густых лесов, на юге и на севере вырастают честные, трудолюбивые люди, патриоты своей страны. В процессе психического развития главная роль принадлежит среде человеческой, т. е. тем людям, среди которых живет ребенок, с которыми он общается. Фактор биологический Возьмем для примера элементарное явление. Человек, увидев красный свет светофора, остановился. Это простой условный рефлекс на сигнал, воспринятый зрительно. Глаз принял раздражение, передал его в зрительные клетки мозга. Там, в этой централь ной станции управления поведением человека, произошел «переброс» нервного импульса с воспринимающих (сенсорных) путей на двигательные (моторные). Подчиненный приказу, который получен из мозгового центра, человек остановился. Нервное возбуждение при этом передается мышцам ног и туловища, срабатывает физиологический механизм, и человек останавливается. Конечно, мозг, глаз, вся нервно-мышечная система должны быть уже сформированы и готовы для выполнения всей этой как будто бы простой, но, по существу, очень сложной рефлекторной деятельности. Но одной только готовности механизма все же недостаточно. Надо, чтобы человек знал правило перехода через улицу, умел бы и привык его выполнять без всяких напоминаний, самостоятельно в разное время дня переходя разные улицы. Ведь для человека, всю жизнь прожившего где-нибудь, в горах или в глухой тайге, где никаких подобных сигналов никогда не было, зажегшийся в светофоре красный свет ничего не скажет. Он останется просто «недействующим» раздражителем. Факторы развития Характерно, что представители буржуазной науки постоянно обсуждают вопрос о том, какой фактор является главным биологический или социальный, наследственность или среда? В основном спорящих можно разделить на три группы. Представители первой, наиболее консервативной группы считают, что роль воздействий взрослых на развитие ребенка ничтожно мала. Главной причиной появления у детей хороших недурных склонностей, тех или иных специальных способностей (математических, музыкальных, лингвистических) и черт характера (упрямства, жестокости, доброты или вспыльчивости) является генетическая врожденность этих особенностей. Они получены ребенком в готовом виде, по наследству от своих родителей и более далеких предков. В качестве примера в защите главенствующей роли биологического фактора, в частности наследственности, часто используется музыкальный род Бахов. Первый музыкально одаренный человек в этой семье появился в 1550 г. Через пять поколений родился гениальный музыкант, получивший впоследствии мировую известность, - Иоган Себастьян Бах. Всего в этой семье было 57 музыкантов, ив них 19 выдающихся. В семействе чешских скрипачей Бенда насчитывалось 9 видных музыкантов, в семье Моцартов - 5. Нам известны семьи, где в нескольких поколениях были люди, наделенные крупными артистическими, музыкальными, художественными дарованиями, например семья драматических актеров Самойловых, художников Маковских и других. Только растет или развивается? Как всякий живой организм, ребенок проходит определенный путь развития. Если проследить за развитием растения, легко увидеть, что семя, положенное в землю, получай нужные дли его жизни условия (свет, влагу, минеральные соли), начинает набухать, оно становится больше, более рыхлым. В какой-то момент лопается его оболочка и появляется росток. Он тянется, становится все больше, увеличивается в длину, растет... Наступает момент, когда на растении появляются почки... Проходит определенное время, и из почек появляются листья или бутон. Он тоже растет... проходит время, и он раскрывается. Появляется цветок... Достигнув характерной для данного растения величины, цветок вянет, лепестки начинают опадать. Остается плод-маленький, крепкий... И снова он растет, чтобы стать зрелым плодом, в котором образуются новые семена. Попадая в благоприятные условия, семя начинает набухать... и весь. процесс повторяется в новом поколении. Он идет по тем же ступеням. Ребенок – не маленький взрослый Детская психология - одна из молодых отраслей общей психологии. Возникла она совсем недавно, в начале XX в., который был назван писательницей Эллен Кей веком ребенка. Рождению и быстрому последующему развитию детской психологии в значительной мере способствовали успехи естествознания. Знаменитый труд Ч. Дарвина о происхождении видов положил начало эволюционной теории - учению о происхождении в развитии живых организмов. Совершенно естественно возник вопрос о происхождении и развитии человека, превращении младенца во взрослого. Знаменательно, что первыми исследователями развития ребенка были физиологи и врачи. Крупный вклад в становление детской психологии внесли русские ученые - И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, труды которых были оценены по достоинству лишь в советское время. |
» Популярные
|
© 2007-2011 revma.ru |