Популярная психология

» Навигация
»  Общие вопросы
»  Ребенок
»  Внимание
»  Восприятие
»  Память
»  Мышление
Общие вопросы
Отношение к себе

Отношение к себе



Говоря о проявлении самосознания человека, К. Маркс отмечал, что человек сначала смотрится в другого человека, как в зеркало. Только сопоставляя себя с другими, он узнает самого себя.

Эта мысль конкретизируется изучением развития самосознания у детей. Прослеживая, как ребенок научается выделять и оценивать самого себя, можно заметить, что на протяжении всего жизненного пути ребенка, во всяком случае на протяжении его детства, можно выделить некоторые моменты, когда происходят особенно резкие изменения в развитии познания ребенком самого себя.

Так, младенец в своих предметных действиях , ударяя ложкой по стакану, узнает, что своими действиями он может вызвать какой-то ожидаемый результат, например: потряс погремушку - раздался звук, толкнул подвешенный шарик -он откачнулся. Особенно большое значение для развития само сознания ребенка имеют его действия по преобразованию вещей: конструирование, разрушение, соединение, изменение.

Как это было показано выше, в такой предметной деятельности ребенок впервые три года своей жизни узнает свои возможности что-то делать и что-то сделать (чего-то достичь). Это первое открытие находит свое выражение в гордом и радостном заявлении: «Я сам»,


Общие вопросы
Отношение к сверстникам

Отношение к сверстникам



После первых дней ориентировки среди новых товарищей ребенок начинает выделять некоторых ребят из общей массы. При этом, как показали исследования, таким учеником чаще всего бывает ближайший сосед по парте или по ряду. Однако это не всегда так. К сожалению, из-за бестактности некоторых учителей дети нередко начинают узнавать раньше всего тех, кому учитель постоянно делает замечания, упрекает в непонимании, в небрежности в работе или в других недостатках. Таким путем ученики класса начинают акцентировать свое внимание на неудачах, недостаточной подготовленности, неаккуратности, несообразительности какого-то ученика. В более редких случаях такое акцентированное внимание учителя с первых дней работы в классе «высвечивает» одного - двух особо хороших учеников, которые рано занимают положение «первых», «умных», «всезнающих». Вряд ли надо доказывать, насколько ошибочна такая установка учителя. Она сразу создает неправильные взаимоотношения детей в классе, неправильную самооценку как у «звезд», так и у не пользующихся популярностью ребят. Между тем успех в ответах и решениях задач, особенно в первую половину 1-го года учения в классе, может быть результатом самых разных причин: лучшей подготовленности, помощи и внимания родителей, относительно высокой физической и нервной выносливости (работоспособности) ученика и т. п.


Мышление
Общие особенности развития детей

Общие особенности развития детей



1. Мышление практическое. Когда психологи в начале XX в. стали изучать особенности мышления ребенка, наиболее прогрессивные из них выделили в качестве одного из основных признаков связь мышления с речью. Вместе с тем выявилась непосредственная связь детского мышления с практическими действиями ребенка. Однако, стоя на неправильных методологических позициях, Э. Мейман, В. Штерн, а позже Ж. Пиаже не смогли дать убедительную характеристику ранних форм детского мышления, его развития и условий, которые обеспечивают переход от низших его ступеней к высшим. Ряд ложных мнений о возможностях мышления детей 5-10 лет, заимствованных из трудов этих ученых, отрицательно сказались на практике построения обучения младших школьников. Введение новой -системы обучения в начальных классах опиралось на новое понимание особенностей детского мышления .

Одним из указанных ошибочных положений был вывод психологов о том, что, поскольку ребенок только после 8-10 лет овладевает грамотной связной речью, он якобы только в этом возрасте становится способным и к логическому мышлению-. Значит, до 10 лет


Общие вопросы
Отношение к учению

Отношение к учению



Отношение младших школьников к учению изучали Л. И. Божович, Л. С. Славина, Т. С. Назарова, Г. Г. Гусева и др. Само выявление побуждений, заставляющих маленького школьника хорошо учиться, оказалось довольно трудным делом.

Если спросить маленького школьника, для чего (или ради чего) он учится, ребенок дает обычно совершенно случайные ответы. Он никогда об этом не думает. Ведь ость общий порядок. Все дети, которым исполнилось 7 лет, идут в школу учиться. А для чего? И ребенок отвечает: «Чтобы приносить пользу Родине», «Чтобы научиться всему», «Чтобы быть ученым» и т. п. Однако по мере вхождения в жизнь класса и ознакомления с учебной деятельностью дети начинают ее оценивать, обнаруживают избирательное


Общие вопросы
Личность как совокупность отношений к миру

Личность как совокупность отношений к миру



В поисках наиболее научно оправданного подхода к изучению личности как единого сложного целого советские психологи, следуя мысли К. Маркса, рассматривают личность как совокупность (или ансамбль) общественных отношений.

Каждый человек вступает в многообразные отношения со множеством людей, с которыми он общается: в своей семье он отец и сын, муж и брат, на работе он начальник и подчиненный, безликий пассажир в автобусе и выдающийся производственник на своей работе, он спортсмен и слушатель курсов и т. д. и т. п. В этих разных межлюдских отношениях каждый человек действует, живет и проявляет свои личные качества: доброжелательность к людям, самоуверенность, скромность, равнодушие,


Общие вопросы
Понятие личности

Понятие личности



За последние 30-40 лет у представителей различных наук резко возрос интерес к человеку. В этом нет ничего неожиданного. Люди убедились в том, что во всех грандиозных достижениях науки, техники, градостроительства и транспорта, в успехах медицины и космонавтики решающая роль принадлежит человеку. Его знания, опыт, его желания, интересы, волевые устремления, его творческая мысль и умелые руки создают новые «умные» машины, запускают межпланетные корабли, добывают из глубины земли газ и нефть, железо и золото.

Личным участием в труде человек умножает богатство своей страны, поднимает ее стойкость и силы, повышает жизнеспособность народа и его культуру. Теперь люди перестали уповать на бога и больше не ждут от него милостей. Они убеждены в том, что счастье всей страны, каждой отдельной семьи, каждого


Мышление
Природа мышления

Природа мышления



«Думают ли животные? А маленькие дети? Когда человек начинает мыслить?»
Эти вопросы задают взрослые люди. Но ответить на них оказывается не просто, так как мышление выступает в очень разных и сложных формах. Поэтому надо прежде всего разобраться в том, что такое мышление и в чем оно проявляется.

Мышление, как и восприятие, память, воображение, является формой человеческого познания. Мышление можно рассматривать с трех сторон: во-первых, как ступень познания, во-вторых, как процесс познания и; в-третьих, как форму умственной деятельности человека.
1. Как всякий познавательный процесс, мышление представляет собой отражение действительности. Но в отличие от восприятия мышление есть отражение не только предметов и явлений, непосредственно действующих на наши органы чувств.


Память
Особенности памяти детей

Особенности памяти детей



В 20-х гг. нашего века, когда возник интерес к особенностям психического развития детей, некоторые психологи высказали мысль о том, что память ребенка сильнее, лучше, чем память взрослого. Основанием для таких суждений были факты, говорившие об удивительной пластичности детской памяти. Дети действительно необычайно быстро и легко запоминают самый разнообразный материал. Он как будто сам «прилипает» и запечатлевается ими без какого-либо отбора и без всякого труда. Дошкольники быстро запоминают незнакомые им слова иностранного языка, стишки, песенки, шуточные выражения, употребляемые взрослыми, фамилии-вратарей и других игроков разных фут больных команд или какие-то числовые данные о силе мотора в автомобилях «Москвич» и «Жигули». По сравнению со взрослыми запоминание аналогичного материала у ребенка происходит быстрее, легче и оказывается порой очень прочным


Память
Природа памяти

Природа памяти



Среди многих способностей, которыми одарен каждый нормальный человек со дня своего рождения, одной из важнейших является возможность запечатлевать и воспроизводить по мере надобности полученные впечатления.

Эта способность составляет функцию памяти. Стоит только представить себе, кем был бы человек, лишенный памяти, чтобы понять ее огромнейшее, ничем не заменимое значение. Ведь, не обладая памятью (такие случаи встречаются, но относятся к сфере патологии), человек не мог бы усваивать общественный опыт, передаваемый ему другими людьми, отложившийся в книгах, предметах искусства и культуры. Он не мог бы накапливать и собственный индивидуальный опыт.


Восприятие
Наглядность в обучении

Наглядность в обучении



Опираясь на большую доступность маленьким детям чувственного познания (сравнительно со словесным), учителя широко используют в обучении разные виды наглядности. Рассказывая о злаках, о диких и домашних животных, знакомя детей с множествами и операциями с ними, создавая представления об осени и весне, о пустыне и тайге, учитель применяет наглядность. Это либо живая натура (колос ржи, ячменя, лист и кора дуба), либо изображение предмета: цветное или теневое, порой даже контурный рисунок. Иногда для более подготовленных учеников дается словесное описание внешнего вида предмета. Конечно, такая помощь очень нужна ребенку для того, чтобы у него сложилось правильное представление о том предмете, который он изучает. Однако при использовании наглядности учителю необходимо всегда сочетать демонстрируемый предмет (или его изображение) с использованием слова, речи для «препарирования» наглядно данного объекта.


  [1] 2 3 4  далее »
» Популярные
» Общие особенности развития детей
» ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА РАСКРЫВАЕТСЯ НАУКОЙ
» Особенности восприятия детей
» Наши современные дети
» Природа памяти
» Восприятие картины
» Особенности памяти детей
» Восприятие пространства
» Факторы развития
» Природа мышления
©
2007-2011 revma.ru